Один из крупнейших в стране специалистов по социальной проблематике, доктор экономических наук, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Сафонов призвал россиян не мечтать о возвращении прежнего возраста выхода на пенсию и смириться с текущим положением дел. Так эксперт отреагировал на внесение в Госдуму законопроекта об отмене пенсионной реформы, который он назвал «популистским».
Тенденция к повышения возраста выхода на заслуженный отдых в принципе характерна для большинства стран в XXI веке: люди живут дольше, многие готовы работать в пожилом возрасте. Однако есть и обратные примеры – и их не так уж мало, – когда страны не повышали, а понижали пенсионный возраст.
В частности, в 2019 году соответствующее решения приняла Италия. Там возраст выхода на пенсию был понижен на пять лет: с 67 до 62. При этом для получения пенсии в 62 года итальянцы (независимо от пола) должны иметь минимальный стаж в 38 лет.
Для «перекрутки» пенсионного возраста правительству страны пришлось потратить дополнительно 12 млрд евро за два года. Заметим, что пенсионный возраст в Италии повышали в 2011 году из-за финансовых проблем страны. Реформа была очень непопулярной: граждане, профсоюзы, оппозиционные политики то и дело требовали ее отмены. Добиться своего удалось, но судить об успешности понижения пенсионного возраста с социально-экономической точки зрения трудно: картину на рынке труда сильно исказила пандемия.
С октября 2019-го понизили пенсионный возраст и в Польше: до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. До этого – с 2012 года – там вводили плавное повышение возраста выхода на пенсию до 67 лет для всех. Понижение пенсионного возраста было едва ли не главным предвыборным обещанием «Права и справедливости» – партии, победившей в тот год на выборах в парламент. Изменение пенсионного возраста стоило бюджету страны около 3 млрд евро дополнительно. Зато его приветствовали 82% поляков, заявивших, что воспользуются правом более раннего выхода на заслуженный отдых.
Активно игралась с пенсионным возрастам в предыдущие годы и Франция. В 1982 году пенсионный возраст с 65 лет до 60 понизил президент Франсуа Миттеран. Однако в XXI веке, с приходом к власти Николя Саркози, его вновь подняли – но до 62 лет.
Вернулся возраст выхода на пенсию к 60 годам в 2013 году, при Франсуа Олланде. Тогда расходы на реформу в правительстве страны оценили в 1,1 млрд евро разово плюс по 3 млрд евро ежегодно. Правда, возможностью выйти на пенсию в 60 лет может воспользоваться далеко не каждый француз, а только тот, кто начал работать с 18 лет. Для остальных граждан пенсионный возраст составляет 62 года.
Есть некоторый опыт снижения пенсионного возраста и у наших соседей по СНГ. В 1999 году, в честь Года женщин, президент Узбекистана Ислам Каримов понизил пенсионный возраст для женщин страны: с 55 лет до 54. Но это была локальная история. Сейчас в стране женщины выходят на пенсию снова с 55 лет (при стаже не менее 20), а мужчины — с 60 (при стаже 25).
А в конце 2020 года парламент Молдавии аннулировал пенсионную реформу, снизив возраст выхода на пенсию, как это было до декабря 2016 года. Гражданам страны предписано возвращение пенсионного возраста с 63 лет для всех к 62 – для мужчин и 57 – для женщин. Правда, считать это делом решенным пока преждевременно: пенсионная реформа в Молдове является ключевым элементом политической борьбы между прозападными силами, стоящими за президентом Майей Санду (она за реформу), и левым парламентским большинством (они — против).
Эти примеры показывают, что отыграть назад повышение пенсионного возраста при наличии политической воли можно. Но реален ли такой сценарий для России – особенно если брать в расчет не политические резоны, а социально-экономические факторы?
«В инициативе возврата пенсионного ценза до 60 лет для мужчин и до 55 лет для женщин, как это было до конца 2018 года, существует определенный смысл, – утверждает профсоюзный деятель Павел Кудюкин, в прошлом замминистра труда РФ. – Возможно, на начальном этапе это решение приведет к некоему дефициту рабочей силы, однако производительность труда и эффективность полезной деятельности со временем явно вырастут».
Эксперт считает, что многим работникам подобная мера позволит выйти из теневого бизнеса, а крупные предприниматели не ощутят дополнительной фискальной нагрузки со стороны государства. «Вместе с тем совершенно не ясно, как поступать с россиянами, которые уже подготовились к более позднему выходу на заслуженный отдых. Теоретически им полагается компенсация за откладывавшиеся ими в прошедшее время пенсионные накопления, правда, дать ответ, как будет проходить процесс возврата средств, не могут даже инициаторы пенсионных реформ», – говорит Кудюкин.
Возврат к прежнему возрастному цензу выхода на пенсию уже невозможен, учитывая дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и его потребность в постоянных трансфертных вливаниях из федерального бюджета, утверждает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари». По ее мнению, в реальности надо готовиться только к повышению пенсионного возраста. «Раз уж в некоторых министерствах, например в Минфине, говорят о необходимости бюджетной и налоговой «донастройки», значит, более высока вероятность, что ценз выхода на пенсию через какое-то время опять повысят, но вероятность его снижения равна нулю», – полагает эксперт.