«С экономической точки зрения Кабул не интересен никому»

Чем зарабатывают афганцы

Смена государственной власти в Кабуле у многих россиян, далеких от пристального анализа международной обстановки, вызывает вопрос: за что, собственно, там воюют? С геополитическими интересами стран, стоящих по разные стороны баррикад, и с внутренними этническими разногласиями вроде бы все понятно, однако каковы экономические интересы враждующих сторон?

Чем зарабатывают афганцы

Афганистан, по сути, является одним из «белых пятен» на экономической карте планеты. Из-за постоянных военных действий информация о реальных финансовых потоках и инструментах страны крайне скудна, а предоставляемые различными экспертами статистические данные довольно сложно называть достоверными.

С незапамятных времен основой афганской экономики являлось сельское хозяйство. Аграрии выращивали зерновые культуры — пшеницу, кукурузу, рис и ячмень, а также возделывали сахарную свеклу и тростник, хлопчатник и масличные растения. На экспорт направлялись не только свежие фрукты, но и курага, изюм и орехи. Кроме того, издревле афганцы разводили коз, зебу, буйволов, верблюдов и ослов. Животноводство позволяло населению страны заниматься прядением и ткать вручную ковры — в начале 1990-х годов Афганистан занимал третье место в мире по экспорту шкурок каракулевых овец.

Однако эти благостные экономические картинки, похоже, ушли в историю. На переломе тысячелетий Афганистан окончательно превратился в главного поставщика опия на мировой рынок. По словам профессора ВШЭ, главного научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Андрея Казанцева, экспорт героина является одной из главных статей доходов государства. «Через страны Азии наркотики поступают в Россию, через Иран они поставляются в западноевропейские страны, а через Пакистан запретное зелье — в США и Канаду. По подсчетам Международного валютного фонда, еще в далеком 2003 году афганский ВВП составил $6,1 млрд, из которых около трети пришлось на выручку от опийной продукции.

Впрочем, необходимо отметить, что 2000-2010 годы с финансовой точки зрения были относительно успешными для Кабула. По словам эксперта, только западные инвесторы вложили в Афганистан около $1 трлн. В стране планировалось активизировать строительство дорожной инфраструктуры, заводских комплексов и другого промышленного хозяйства. Однако большинство таких задумок так и осталось на бумаге. Например, в 2010 году был подписан меморандум о строительстве магистрального газопровода ТАПИ из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию. Ашхабад даже подписал 30-летнее соглашение о поставках «голубого топлива» импортерам. Российские предприятия пообещали обеспечить проект необходимыми комплектующими, главным образом, трубами. Правда, единственным и последним производственным достижением ТАПИ стала закладка первого камня, после чего еще не начавшееся строительство газового маршрута было заморожено. Львиная доля отданных зарубежными донорами средств осели в банках стран Персидского залива на счетах высших афганских чиновников, поэтому вернуть свои вложения инвесторам окажется практически невозможно.

В свою очередь, экономические отношения Москвы и Кабула прервались с распадом СССР. «Тем не менее, в 2001-2002 годах Россия поставляла в Афганистан оружие, изготовленное еще в Советском Союзе, которого много оставалось на отечественных складах. Сделки касались в основном вертолетов и стрелкового оружия, которого на складах со времен СССР было много, но в денежном выражении это были не очень значительные суммы», — отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.

Сейчас экономика Афганистана, по словам эксперта, не представляет интереса для Москвы ни с точки зрения торговли оружием, ни с позиций привлечения трудовой силы. «Люди с первоклассным знанием фарси-кабули (один из основных языков, который используют афганцы) не способны найти работу в европейском регионе, в том числе в России, и учатся тюркским языкам для работы в Турции, Азербайджане и Узбекистане», - рассказал наш собеседник.

«Сейчас Кабул в принципе не интересен с экономической точки зрения никому, так как при талибах точно не будет финансовой системы, которая работает по международным правилам. Вполне возможно, что некоторые субсидии могут последовать из Китая, однако они вряд ли будут иметь инвестиционный характер, — полагает Казанцев. — Скорее, Поднебесная, одним из партнеров которой является Пакистан, предоставит денежную помощь Кабулу, чтобы сохранить стабильность на небольшом участке границы с Афганистаном». Эксперт считает, что без серьезных международных спонсоров, всем афганцам придется рассчитывать исключительно на сельское хозяйство, которое окончательно утопит страну в средневековой эпохе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру