Заявление президента разрешить ввоз продуктов питания из ближнего зарубежья странным образом совпало с началом массовой уборки картофеля и овощей на юге России.
Куча вопросов. Выходит, урожай-21, на который было столько надежд, может оказаться не таким тучным, как планировали чиновники в кабинетах? Или программа импортозамещения спускается на тормозах?
К тому же мы испытываем дефицит рабочей силы на селе — особенно по осени и особенно в растениеводстве, при уборке овощей. Изрядная часть картофеля, морковки, свеклы и пр. может остаться в поле, как в прошлом году?
Как складывается ситуация сегодня, когда до жатвы в Центральном Нечерноземье и в более северных регионах страны остается почти месяц? Властям этот месяц нужно провести ударными темпами, ведь картошка и овощи начнут вывозиться с полей одновременно с выборами в Государственную думу.
По словам Михаила Глушкова, директора Плодоовощного союза РФ, сегодня проблем с гастарбайтерами практически нет: едут на поездах и летят на самолетах. Крупные агрохолдинги, которым нужно от 50 до 100 человек, заказывают помощников через рекрутинговые компании, они берут на себя и оплату проезда, и все медицинские издержки.
Пока не ясен вопрос с медицинским освидетельствованием: прививками и тестами приезжающих иностранцев. Первоначально планировалось, что все они в обязательном порядке должны пройти двухнедельный карантин от ковида. Теперь это требование спущено в регионы: на местах будут определять, организовывать карантин или нет.
С расценками на работу тоже определились: в среднем от 1,5 до 2 тысяч рублей в день.
По урожайности прогнозы пока оптимистичные: должны получить на 10% больше, чем в прошлом году. Но это по той причине, что и посевных площадей в нынешнем году на 10% больше. А вот по отдаче с гектара говорить рано, впереди еще целый месяц созревания овощей. Хотя южные регионы дают по 280 центнеров с гектара картофеля и по 125 — овощей. Неплохо.
Составит ли импорт из стран СНГ конкуренцию отечественным растениеводам? И перестанут ли ползти вверх цены? Ведь именно по этой причине и решено открыть «продуктовые шлюзы» для постсоветских республик?
— Импортные овощи, — говорит Глушков, — всегда будут дороже отечественных. Сейчас они на наши цены никак не повлияют. Стоимость овощей уже начала падать — после того как к уборочной приступили в Астрахани, потом в Краснодаре, Ростове, Воронеже… Чем дальше пойдем на север, тем ниже будут они в сентябре. Производители сегодня отгружают продукцию прямо с поля, хозяйства оптом продают картошку по 12–15 рублей за килограмм, морковку по 15–18.
В общем, если кто желает сделать запас на зиму, то лучше всего это сделать в сентябре, когда в розницу овощи поступают прямо с поля. В октябре они закладываются в хранилища, и производители уже вбивают в цены затраты на хранение. В ноябре овощи заметно, процентов на 10–15, подорожают по сравнению с сентябрем. И далее, скорее всего, без остановок…
Конечно, можно порадоваться тому факту, что в правительстве поняли: для стабильности цен нужен не административный ресурс и ручное регулирование, а простая конкуренция среди производителей. Почему было бы ни открыть ввоз продуктов много раньше — и не только из стран ближнего зарубежья. Кто бы от этого пострадал? Во всяком случае, не покупатель.
Но было бы совсем хорошо, если бы такую конкуренцию отечественным агрохолдингам первым делом составляли наши фермерские хозяйства. Сегодня они выживают сами по себе. Некоторые мелкие производители в нынешнем году вообще решили не сеяться. Нет уверенности, что государство вспомнит про крестьян и поддержит их в трудную минуту.
Ведь все лучшее достается агрохолдингам. К их услугам торговые сети, которые поглотили мелкую торговлю, главный канал сбыта фермерской продукции. Да и разжиться кредитами на развитие производства крестьянским хозяйствам удается все реже и реже.
Снова будем поддерживать не своих, а чужих производителей?