Действующая система заключается в том, что по каждому налогу для предпринимателей ведется отдельный учет начисленных и уплаченных сумм с отражением состояния расчетов на текущую дату (наличие недоимки или переплаты). Каждому налоговому платежу присваивается код бюджетной классификации (КБК, таких порядка 1,5 тысячи). Также платежи осуществляются по территориальным образованиям (это уже коды ОКТМО, их около 20 тысяч).
Ошибки с учетом такого разнообразия кодов не исключены – и в этом случае средства не могут попасть в нужный раздел карточки расчетов с бюджетом (КРСБ). Таким образом налог фактически оплачен, но формально получается задолженность. Хотя подобные проблемы решаемы, они отнимают время и у плательщиков, и у налоговиков.
Еще одна проблема – своевременность проведения зачетов переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другому.
Конечно, упрощение описанных процедур значительно облегчит работу и для бизнесменов, и для налоговых служб: если платежи не нужно будет совершать с учетом КБК и ОКТМО, будут исключены ошибки при зачислении денежных средств (кстати, экспертные оценки гласят, что в разделе "невыясненные платежи" ежегодно оказываются десятки миллиардов рублей). А экономия потенциальных трудоресурсов налоговыми органами может составить до миллиона человеко/часов в год.
Другой аспект предлагаемого внедрения ЕНС: если сейчас налогоплательщик произвел переплату по налогу на прибыль, а по НДС у него, наоборот, задолженность, то ему начислят пеню по НДС. Если же будет действовать Единый налоговый счет, то такая ситуация будет исключена (если, конечно, переплата налога на прибыль больше или равна долгу по НДС). В крайнем случае пени будут считать на сальдированный результат по сумме начислено/уплачено по всем налогам.
Конечно, у инициативы налоговиков есть и некоторые подводные камни. В отдельных ситуациях может случиться «сжатие» возможностей управления налоговыми активами. Пример: у предпринимателя есть переплата по налогу на прибыль и задолженность по штрафу по НДС. При этом бизнесмен не хочет проводить зачет в счет уплаты штрафа, поскольку собирается подать декларацию с начислениями и желает «перекрыть» их переплатой. Если в подобной ситуации будет действовать ЕНС, то система, скорее всего, автоматом направит переплату в счет закрытия штрафа.
Также пока остается открытым вопрос, как робот будет распределять средства от налогоплательщика, если у него их нет на полную уплату всех налогов, и при этом он планирует полностью оплатить федеральные налоги, а по местным готовит обоснования для отсрочки.
Но то, что подобные вопросы будут отрегулированы в рабочем порядке, не подлежит сомнению – главное, что налоговики демонстрируют четкое понимание динамики развития событий, и у них приготовлено поле для маневра. Оптимизма добавляет и системная активная работа налоговых органов по развитию технологической базы, день изо дня облегчающей жизнь налогоплательщикам.
Стоит между тем напомнить о другом инструменте – внедрении автоматического предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов физлицам. Недавно глава ФНС Даниил Егоров в докладе премьеру Михаилу Мишустину отметил, что наряду с успешной практикой ускоренного предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов программа автоматизации социальных и стандартных налоговых вычетов также уже фактически реализована. К слову, именно Мишустин был автором цифровизации налоговой системы России, максимально упростившей процесс уплаты и сбора средств.