Напомним, закон об импортозамещении действует в России более 6 лет. С 2014-го ящики со иностранными фруктами, овощами, «молочкой» и мясом российские надзорные ведомства безжалостно бросают под колеса бульдозеров. Сейчас проблемой заинтересовался ОНФ, что показательно: структура близка к власти, а следовательно к словам ее представителей могут прислушаться в высоких коридорах.
«Естественно, речь может идти только о тех товарах, которые не запрещены к реализации и признаны государственной экспертизой годными», — прокомментировали свою инициативу «фронтовики».
По данным Россельхознадзора, всего за 5 лет действия указа Россия уничтожила более 36 тыс. тонн незаконно ввезенного товара, в том числе 34,94 тыс. тонн растительного происхождения и 1,23 тыс. тонн - животного. Растениеводческую продукцию чаще всего ввозили под видом других товаров (кофе, пиломатериалы, оборудование) через страны—члены ЕАЭС. В отношении животноводческой продукции также применялись похожие схемы: ложный транзит, реэкспорт, использование фальсифицированных ветеринарных сертификатов. Кроме того, утилизировалось много качественных непродовольственных товаров, не подпадающих под контрсанкции, но ввозимых незаконно. В первую очередь, это касалось продуктовых потоков, которые поступают в Россию из Белоруссии.
Нет разумных, не политических резонов для того, чтобы сжигать и давить бульдозерами качественное питание при наличии огромного числа малоимущих, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, пенсионеров у контейнеров с магазинной «просрочкой», говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Они не то что пармезан и хамон не могут себе позволить, но зачастую и хлеб для них купить - проблема, — подчеркивает он. — Около 7 тыс. тонн в год, тем не менее, уничтожается. Вдумайтесь: 7 млн кг! Да если в среднем одному нуждающемуся давать хотя бы 10 кг в год, то можно хоть как-то улучшить жизнь 700 тыс. человек — это целый город!».
Гойхман считает, что предложение распределять конфискат через благотворительные организации — решение более чем назревшее, так как такие структуры изначально «заточены» на бесплатное распределение нужных товаров в дома престарелых и детские дома, хосписы, приюты и фонды поддержки нуждающихся. «Сейчас, при росте бедности после пандемии, шансы на положительный исход есть и предложение ОНФ могут поддержать наверху», — считает эксперт.
Не все собеседники «МК» разделяют это мнение. Руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев подчеркивает, что часть товаров ввозится в Россию с использованием поддельных ветеринарных сертификатов, то есть качество продукции никто гарантировать не может. Как и то, что они будут безопасны для людей, которые их будут потреблять. «В случае, если бы удалось наладить проверку товаров, возможно их использование без уничтожения, но все в конечном итоге будет зависеть только от мнения экспертов из профильных ведомств», — убежден он.
Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин сос своей стороны считает, что предложение ОНФ — это неправильное решение проблемы, отдающее популизмом. «Реализация задумки будет напоминать ситуацию с раздачей гуманитарной помощи, основной минус которой — перепродажа товара, — рассказывает он. — Изъятое на таможне отвечающие за процесс чиновники будут распределять между своими и перепродавать».
По мнению Янина, разумное решение проблемы — признание того, что за 6 лет действия контрсанкций российский потребитель уже достаточно поддержал отечественных производителей и переупаковщиков из Белоруссии. «На шестилетнем эксперименте под названием «импортозамещение» надо поставить точку. Но скорее всего никаких изменений не произойдет. Контрсанкции не отменят. Продукты и товары нуждающимся не раздадут, так как это путь в коррупцию и воровство», — подытожил он.