О том, что Россия стала вторым основным экспортером нефти в Америку, обогнав Мексику и уступив лишь Канаде, сообщила Государственная геологическая служба США. Суточные поставки выросли сразу на 10% — до 840 тыс баррелей, а месячные превысили 26 млн «бочек». Это абсолютный рекорд для нашей страны. В последний раз максимальные объемы продажи российского «черного золота» были зафиксированы в мае 2009 года — около 25 млн баррелей. До лидера по экспорту сырья в Штаты, Страны кленовых листьев, нам еще далеко: Канада обеспечивает до половины всего американского нефтяного импорта. Тем не менее, российские 8% поставок уже вынудили Вашингтон заявить о рекордной зависимости от энергоресурсов из нашей страны.
Продажа «черного золота» на другом берегу Атлантики приносит российским компаниям неплохую прибыль: за первые пять месяцев 2021 года они выручили от такого бизнеса $6,7 млрд, что почти на 80% больше уровня аналогичного периода 2020-го. Вместе с тем, и на Родине нефтяные бонзы продолжают снимать сливки. Причем, не только на рынке сырой нефти, но и в секторе розничной торговли моторным топливом.
Цены на российских АЗС растут уже 11 месяцев подряд. И хотя очередные прибавки едва заметны — каждая неделя плюсует к стоимости бензина всего несколько копеек — конечный результат получается достаточно ощутимый: по данным ЦДУ ТЭК, с начала года литр АИ-92 в России в среднем подорожал на 1,8 рублей — до 45,8 рублей, а тарифы на АИ-95 выросли на 1,9 рублей — до 50,8 рублей. Стоит отметить, что бензин на отечественных заправочных комплексах увеличивается в цене гораздо быстрее инфляции: в процентном соотношении с января по май горючее подорожало примерно на 5,4%, тогда как общий уровень потребительской инфляции за то же время составил немногим более 4,5%. При этом, дальнейший потенциал у роста стоимости топлива остается — в оптовом звене котировки в 2021 году прибавили около 30%.
Не спасают даже повышенные темпы поставок бензина потребителям со стороны производителей: на конец июля — начало августа ежедневные отгрузки моторного топлива на внутренний рынок достигли уровня допандемийного 2019 года, когда спрос на горючее был примерно такой же, как и в настоящее время.
С одной стороны, Минэнерго пока не видит причин для беспокойства рядовых автовладельцев. Ведомство «продолжает следить за динамикой цен на топливо» в ежедневном режиме, а для сдерживания оптовой стоимости бензина используется демпфирующий механизм, за счет которого производители с мая получают повышенные выплаты для стабилизации ценовой динамики в рознице.
Вместе с тем, судя по всему, такой рычаг давления на продавцов не работает. Например, только в июне, по данным Минфина, из бюджета в рамках демпферной системы нефтяным компаниям было выделено около 100 млрд рублей, а всего с начала года — более 125 млрд рублей. Как ранее в интервью «МК» говорил бывший руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, чье ведомство также поставлено на борьбу с ценовым беспределом на заправках, демпфер не универсален. Биржевой рост котировок на топливо приводит к снижению выручки независимых игроков, которым приходится закупать горючее у крупных компаний. Поэтому они и наверстывают упущенную прибыль за счет еженедельного «незаметного» повышения своих отпускных тарифов. «С точки зрения налогообложения, демпфер требуется «докрутить», и только после этого можно будет ожидать стабилизации ценников на АЗС», — отмечал экс-глава ФАС.
Между тем, вместо переработки существующего инструмента чиновники собираются обратиться к излюбленному средству спасения от всех экономических напастей — ручному управлению топливного рынка, и угрожают объявить трехмесячный запрет на экспорт бензина из России. Возможно, соотвествующзее решение будет принято на совещании у вице-премьера Александра Новака, которое, как утверждают источники, состоится 9 августа.
«Для введения эмбарго не требуется большого ума — такую меру можно законодательно оформить в любую минуту. Однако тогда завоют перерабатывающие заводы, входящие в крупные добывающие концерны: производители горючего, заточенные на продажи значительных объемов бензина в Европу, сократят рентабельность, но стоимость горючего вниз не пойдет, — уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Любые государственные меры не справятся с главным корнем зла — стоимость литра бензина на 70-80% складывается из налогов и акцизов, а с такой сознательной финансовой политикой государство никогда не расстанется».