Всем нам предстоит — по последнему слову науки об изменениях климата (не всегда совпадающей в выводах с классической климатологией) — бороться не только и не столько с вредными выбросами в атмосферу (например, с угарным газом и токсичными веществами), сколько с выбросами обычного углекислого газа, который мы выдыхаем. Радикальное решение предлагал еще Мальтус в духе поговорки: меньше народу больше кислороду. Но есть и компромиссные варианты, большинство из которых уже вовсю применяются на Западе.
Россия до последнего времени не стремилась в климатические «отличники» и даже бравировала порой скептическим отношением к модным научным трендам. Но, кажется, аккурат после переговоров Путин — Байден — все это теперь в прошлом: изменения климата и борьба с ними это наше всё. Так что — готовимся.
Налог на мясо
Первым делом заговорили о «налоге на мясо», который могут ввести не только в мире, но и в России тоже. О такой возможности рассказал спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков на интенсиве «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде. Об этом налоге пока не известно в подробностях. В частности, неясно, будет он взиматься с потребления или с производства мясопродуктов. Но, по словам чиновника, начиная с середины 2020-х годов эта тема будет все активнее обсуждаться в мире, чтобы дестимулировать потребление мяса.
Уже сейчас такую идею приветствуют заинтересованные люди и институции, а именно - экоактивисты и производители альтернативного белкового продукта. Как водится, если такой налог будет введен в России, он ударит прежде всего по остаткам среднего класса — мясной рацион для горожан, привыкших к нему, станет еще менее доступным. Тогда как более бедные (то есть большинство россиян) уже сейчас де факто отказались от регулярного потребления мяса: это очевидно, например, по содержимому недорогих сетей супермаркетов в регионах.
Без бань и печного отопления
В отличие от налога на покупное мясо, ряд других «климатических» ограничений будут крайне чувствительными как раз для жителей сел и небольших городов. Запреты могут быть наложены на пользование дровяными печами и банями. Сжигание дров среди экологов давно считается «климатическим преступлением». Практика борьбы с «этим злом» в разных странах мира существует уже не первое десятилетие.
Так, в целом ряде штатов США — Колорадо, Айдахо, Мичинаг, Вайоминг и других — проводится целенаправленная политика вытеснения дровяных печей и каминов. Действуют законы, запрещающие топить дровяные печи, плиты и камины в зимние месяцы (с 1 октября по 1 марта) при неблагоприятных погодных условиях. А во Франции, напротив, запрещается пользоваться каминами в теплое время года — из-за пожароопасности.
Практически везде, где такие ограничения введены, действуют исключения: если у вас нет другой системы отопления, то в холодное время топить печь вам разрешат. Но подавать заявление на такое исключение из правил придется каждый год, и документ этот выдается не бесплатно — напоминает резидентское разрешение на парковку в Москве, не так ли?
Да, это чистой воды «вытеснение нежелательной практики». И если с печами в России вопрос, с одной стороны, решается бесплатной газификацией (многие сами разбирают печи, как только в дома подводят магистральный газ), то такой национальный феномен, как дровяная баня, может очень скоро уйти в историю.
Сельхозживотные под запретом
Еще одна практика, которая по климатическим причинам может скоро исчезнуть — сельскохозяйственные животные на личных подворьях. Сейчас один из популярных видов разрешенного использования земельных участков — личное подсобное хозяйство — дает право на устройство мини-фермы (и даже на продажу продукции животноводства, с обязательным ветконтролем, конечно). Но, учитывая климатический «след» от животноводства как такового (см. налог на мясо) — здесь также возможна коррекция.
- Категория «личное подсобное хозяйство» давно нуждается в корректировке, - рассказал «МК» замглавы одного из районов Ярославской области. - И именно в части животноводства. Что там с экологией — это отдельная песня, но постоянные жалобы соседей друг на друга из-за кур и других животных — это факт. Многие участки купили дачники из Москвы, Ярославля, Петербурга — им не нравится, что соседи разводят живность. Пока что никакого законного решения этого конфликта нет — формат личного подсобного хозяйства все разрешает.
Что касается удобнейшего «биореактора» деревенского хозяйства — поросенка на подворье, который утилизирует практически все пищевые отходы и дает собственное мясо — во многих регионах эту практику фактически запретили под предлогом никак не заканчивающейся африканской чумы свиней (АЧС). Проводятся рейды, животные изымаются и утилизируются. Из массовых видов животноводства остались фактически одни куры. Но и к ним могут подобраться ограничения.
Лимит на генераторы
Энергетику реформы ждут в первую очередь, и глупо надеяться, что ограничения на автомобили с «грязными» двигателями внутреннего сгорания будут введены только в больших городах. В Европе — сроки, когда надвинутся запреты автомобилей с такими двигателями в городах, обозначены как 2035-2040 годы. В России для начала стремительно выводят из оборота устаревшую технику: так, в Татарстане владельцы олдтаймеров получили «повестки» в налоговую инспекцию, где им предложили утилизировать автомобили. Готовятся ограничения и по передвижению на устаревших авто в крупных городах.
- Я и несколько моих коллег во время очередного совещания в районной администрации получили такое предложение, - рассказывает председатель одного из СНТ Дмитровского района Подмосковья. - Чтобы достичь каких-то более парадных показателей по парниковому эффекту, предлагается внести в правила распорядка товариществ запрет на использование бензиновых и дизельных генераторов. Я хорошо знаю свой контингент, у кого есть генераторы — их в жизни сдавать не будут, но декларацию такую хотят подписать. Фактически — запрет на ДВС на участках, кроме автомобилей.
Конец «грязных» котельных
Наконец, радикально «позеленеет» энергетика. В этом уже нет сомнения: даже железнодорожники в перспективных моделях пассажирских вагонов отказываются от угольного резервного отопления и титана ради декарбонизации. А с котельными в малых городах и поселках — еще проще: старые модели, работающие на угле и мазуте, легко заменить на современные газовые (а то и еще какие-нибудь более «зеленые»). Что при этом будет с тарифами на тепло и электроэнергию для жителей этих малых городов — не понятно (точнее, как раз вполне понятно). Пример — Кувшиновский район Тверской области, где еще в 2000-х годах заглушили котельную на местном торфе и установили газовую. Процветанию района, мягко говоря, это не способствовало.