Возможные последствия глобального потепления волнуют практически каждого жителя Земли. Для одних климатическая проблема является лишь дополнительной строкой в расходах бюджета, а для других служит веским доказательством ненадежности нынешнего международного энергетического баланса. Отечественные сырьевые компании последовательно работают над минимизацией негативного влияния на атмосферу. Еще год назад отраслевые ведомства подготовили стратегию долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов, предусматривающую в базовом сценарии сокращение уровня попадания их в атмосферу к 2050 году на 36%.
«Проблема глобального потепления существует даже вне зависимости от признания или непризнания ее антропогенной природы, — уверен Михаил Делягин. — Прежде всего это касается так называемого «климатического перехода», провозглашенного ЕС и активно поддержанного новой администрацией США».
По словам эксперта, заявленные этой программой «климатические цели» недостижимы ни по срокам, ни по технологическим ограничениям, которые на сегодняшний день являются непреодолимыми, в том числе и по финансовым факторам. По оценкам Morgan Stanley, на достижение ограничения потепления не более чем на 1,5 градуса Цельсия до 2050 года, обозначенного в Парижском соглашении по климату, потребуется до $50 трлн. Такая сумма в разы уступает планируемым экологическим затратам ЕС.
В связи с тем, как поясняет в своей статье Михаил Делягин, «сейчас электромобилизационная телега пытается бежать впереди лошади «декарбонизации», предполагающей комплекс мер, направленных на снижение объема выбросов парниковых газов». По сообщениям Bloomberg, при объявленных параметрах спрос на литий, графит и прочее сырье, связанное с аккумуляторами, к 2030 году вырастет в 9-10 раз, а котировки этих ресурсов вырастут в 13-14 раз. «И из чего вы собираетесь «ковать железо»?! — задается вопросом эксперт. — Итогом тотальной электромобилизации должен стать рост добычи ископаемого сырья на порядки, именно которую предполагалось истребить на корню».
Только в одной Великобритании переход на эксплуатацию исключительно электромобилей потребует роста генерации на 10%. «Только на их текущее потребление! Это при, мягко говоря, нерешенной проблеме утилизации всего, что связано с аккумуляторами, при необходимости огромных мощностей хранения для «зеленой энергии» и так далее. На сегодняшний момент вся «зеленая» энергетика этого государства субсидируется и требует дублирования. И ту, и другую функции сегодня выполняет традиционная энергетика, что колоссальным образом увеличивает нагрузку на углеводородную генерацию и с точки достижения целей декарбонизации является абсурдом», — уверен Делягин.
Поэтому пока не стоит воспринимать всерьез заявленные экологическими организациями цели. Как отмечают эксперты, самое главное, что никакой связи с реальными климатическими и экологическими проблемами эти программы не имеют. Вне зависимости от намерений климатологов и романтически девственных экологических активистов идея борьбы с потеплением с неизбежностью выродилась в политический и финансовый инструмент глобальной конкуренции, показавшийся кое-кому идеальной находкой в условиях развивающегося кризиса и утраты евроатлантическим Западом мирового доминирования. То есть в инструмент принуждения остального мира к восстановлению этого доминирования.
«В простой и очищенной от деталей логике это выглядит так: мир делится на «чистых» и «нечистых». Запад объявляет себя белым и пушисто-зеленым, а остальное человечество в разной степени делится на чумазых. Чумазые должны заплатить «чистым» за свою чумазость. Точнее даже, произвести для «чистых» необходимую им «грязную» энергию и ресурсы и заплатить за это огромные штрафы, предоставляющие возможность «чистым» быть «чистыми», — полагает Делягин. — «Чумазые», в случае их лояльности, смогут поторговаться о степени чумазости и сроках наступления неизбежной расплаты за нее. Досадно, но, похоже, мы — Россия, в своей «климатической» повестке вступили именно на этот путь. На сегодняшний день не существует технологий, которые могли бы сделать заявленный климатический переход не только экономически эффективным, но и просто практически исполнимым».
Кроме того, как можно изменить климат на нашей планете, искусственно «озеленяя» только Европу и Северную Америку? Как быть с Азией и Африкой? «В нынешнем виде программы ускоренной декарбонизации выглядят, с одной стороны, расистскими, а с другой — совершенно бессмысленными с точки зрения заявленных целей. Никакой связи с реальными климатическими и экологическими проблемами эти программы не имеют», — заявил Делягин.
По его словам, у России есть уникальные ресурсы и природные предпосылки стать спасителем человечества от климатической катастрофы. «Мы и на сегодня являемся нетто поглотителем углеродной эмиссии. Для этого необходимы действительно прорывные исследования факторов влияния на климат, эффективные и экономически не абсурдные вложения в сокращение и предотвращение наиболее опасных для климатического равновесия выбросов. И прекращение бессмысленной и беспрецедентной травли традиционной энергетики, единственной способной дать человечеству необходимый ресурс управления климатом», — подытожил он.