Смотрите сами. В год у россиянина набегает 1874 рабочих часа. По данным Росстата, и по недельному раскладу также. В первом квартале нынешнего года мы «отбарабанили» на производстве в среднем 38 часов в неделю: мужчины как сильный пол — 39 часов, женщины – 36,8.
Между тем средняя продолжительность трудовой недели в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) длится 37 часов, в США 38,7.
Недельные показатели вроде бы отличаются не намного. Однако за год в России, как мы уже сказали, рабочий класс работает 1874 часа, в ОЭСР 1678, в Германии 1332, в Японии 1589, в США 1767 часа… Если наши часы сравнить, допустим, с немцами, то мы перерабатываем в год аж 542 часа. При 8-часовом рабочем дне «лишних» 65 дней. То есть на 2 месяца больше, чем в Германии.
Однако…
Возможно, эти данные не совсем корректные. Ведь 2020 год, да и нынешний являются ковидными. Не исключено, что в развитых странах позволили «своим» посидеть дома на карантине чуть подольше. У них и сбережений на черный день побольше, да и работодатели, в отличие от наших, простои оплачивали звонкой монетой.
Однако есть еще один красноречивый показатель, на который не действует никакой коронавирус. При всей героике трудовых будней, производительность труда у россиян, по данным Международной организации труда, гораздо ниже, чем во многих других странах. Один занятый в России производит продукта на 56 тысяч международных долларов в год. В Германии 101 тысяча, в США 127 тысяч…
Что, собственно, говорит о технологической отсталости нашей страны, о том, что предприятия не торопятся перевооружаться, внедрять современное оборудование.
И еще что характерно в приведенном исследовании. По количеству рабочих часов в год россияне уступают пальму первенства таким странам, как Колумбия и Мексика. Где, как известно, уровень жизни не особенно отличается от нашего.
За комментарием мы обратились к российскому профсоюзному деятелю Павлу Кудюкину.
— Мы хотя и работаем ударно, но мужчины – 39 часов а неделю, а женщины и того меньше. Однако неделя-то у нас считается 40 часов. В трудовом законодательстве произошли какие-то изменения?
– Нужно сказать, что по рабочему времени в мире Россия, конечно, не на первом месте. Но в Европе мы точно работаем больше всех.
В самом трудовом законодательстве ничего не изменилось, просто норма рабочего времени и отдыха – самая нарушаемая статья трудового законодательства, даже более нарушаемая, чем выплата зарплаты. У нас много профессий, связанных с вредным производством, где действует сокращенный рабочий день: шахты, горячие цеха… Есть ограничения у медиков и у педагогов. Однако эти правила массово нарушаются, вот почему мы и лидируем в Европе. К тому же во Франции, например, уже достаточно давно принята 35-часовая рабочая неделя.
— Может, нам действительно перейти на 4-дневную рабочую неделю? Эту идею активно продвигает бывший премьер Дмитрий Медведев? Тогда наше «лидерство» сократится?
— Это ничего не изменит. Нам же не говорят, какой продолжительности будет рабочая смена. Если по 10 часов, то те же самые 40 часов в неделю и получим. Да и кто вам сказал, что при 4-дневке не будет нарушений по продолжительности рабочего дня? Будет то же самое.
Нужно налаживать жесткий контроль за соблюдением трудового распорядка. Это задача и права и профсоюзов, и государственных трудовых инспекций.
Но хочется заметить, что при нынешних низких ставках оплаты труда мы сами часто изъявляем большую готовность к переработке. Нужно платить нормальные деньги, чтобы у людей не было такой заинтересованности. Ведь в результате рабочие надрываются и раньше времени умирают.
— Но нам сразу говорят – куда вам платить больше? При вашей-то производительности труда?
— Да, так оно и есть, хотя этот показатель в самую последнюю очередь зависит от рядового исполнителя. Это вопросы к работодателю. Как известно, наши топ-менеджеры живут на вполне европейском уровне, а часто еще и лучше.