Опасная коррекция
По мнению Крутакова, буквально сразу после введения пошлин для металлургии в мировой экономике наметился разворот финансовых рынков.
«За последние несколько дней… цена на нефть рухнула на 12%, корректируются и другие цены на сырье. Эксперты предупреждают, что риски дальнейшего снижения велики». Автор считает, что ситуацию усугубляет распространение Delta Covid-19. Новая волна может подорвать экономический рост и снизить спрос на сырье во 2-м полугодии 2021 года.
Причем, по словам Крутакова, пошлины могут особенно повлиять на алюминиевую и сталелитейную промышленность. После закрытия многих предприятий в 2020 году на рынке образовался дефицит предложения, что на фоне взрывного спроса в постпандемию привело к резкому подорожанию товаров. Именно это позволило многим производителям вернуться к нормальной работе, а пошлины могут свести достигнутые результаты на нет и привести к консервации производства, а значит, и возращению кризисного 2020-го.
Грядет отток капитала
Дополнительные среднесрочные риски коррекции связаны и с ростом мировой инфляции, считает Крутаков. Так, развитые страны могут перейти от стимулирования роста к его контролю через сворачивание стимулирующих программ (QE в США и Европе, кредитование в Китае) и к росту ставок.
В случае сохранения темпов инфляции ключевые ставки в США начнут расти в начале следующего года. На развивающихся рынках Турции, России и Индии ставки уже пошли вверх. Рост может вызвать отток денег из рисковых активов, в том числе сырьевых.
Сомнительная эффективность и удар по регионам
В эффективности и необходимости введения пошлин сомневаются многие эксперты. Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что металлургия – один из самых рентабельных бизнесов России, а пошлины могут снизить эффективность ее работы. По его словам, правительство лишь нашло сферу, с которой можно «стрясти еще немного денег в бюджет».
При этом ввод пошлин может нанести заметный урон городам и регионам присутствия металлургических компаний. «Сама пошлина уходит в федеральный бюджет. Мы должны понимать, что в металлургии занято около 600 тысяч человек. Можно эти 600 человек смело умножать на три, говоря о членах их семей. Больше полутора миллионов человек попадают под удар из-за происходящего. Сейчас пытаются показать, что есть сверхбогатые металлурги и есть общество, которое недополучает денег. Но это совершенно неправильная постановка вопроса, потому что именно металлурги улучшают многие города, а по ним нанесен удар», – отметил Директор ассоциации «Руслом.Ком» Виктор Ковшевный.
Схожей позиции придерживается и президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. Он призвал власти внимательней рассмотреть вопрос введения новых регулирующих мер: «Вопрос повышения экспортной пошлины на металлы касается не только отдельных предприятий – он затрагивает отрасль металлургии в целом. На Урале речь идет практически о каждом городе, где градообразующими предприятиями являются металлургические заводы. Это не только заработные платы коллективов, налоги во все уровни бюджетов, программы технологической, экологической модернизации, но и содержание социальной сферы. Поэтому решение должно быть взвешенным. Данное предложение Правительства России необходимо рассмотреть через призму оценки регулирующего воздействия».