Накануне пресс-конференции руководителя ЦБ, Совет директоров регулятора на своем заседании принял ожидаемое, но и самое «ястребиное» с декабря 2014 года решение, прибавив к ставке сразу 1 процентный пункт и доведя ее до 6,5% годовых.
Набиуллина на пресс-конференции говорила почти исключительно об инфляции, о причинах и последствиях ее роста, о том, что отклонение от целевого показателя в 4% принимает более продолжительный характер, чем предполагалось ранее, и становится устойчивым трендом. Среди прочих факторов на инфляцию в июне заметно повлияло подорожание туристических услуг. «Зарубежные направления открыты лишь частично, а инфраструктура российских курортов пока не готова принять весь поток туристов», - заметила руководитель ЦБ.
Регулятор поднимает ставку на четвертом заседании подряд. До этого в течение более чем двух лет она либо снижалась, либо оставалась неизменной. С июля 2020-го до марта 2021-го показатель составлял рекордно низкие 4,25%. Судя по всему, если бы не июньская статистика Росстата по инфляции, которая на фоне подорожания овощей и стройматериалов увеличилась до 6,5% в годовом измерении (рекорда с 2016 года), Центробанк вполне мог бы отложить нынешнюю сверхжесткую меру. «Но, если именно сейчас инфляцию не придавить, негативная динамика, угрожающая благополучию каждого россиянина, затянется на неопределенное время», - солидарен с ЦБ ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
«Регулятор не просто надеется, а уверен в том, что благодаря его усилиям повышательную ценовую динамику удастся сдержать и вывести к концу года в коридор от 5,7% до 6,2%, - говорит заместитель руководителя ИАЦ «Альпари Наталья Мильчакова. – Кроме того, по итогам лета и в начале осени на ситуации положительно отразится фактор сезонной продовольственной дефляции. Свою роль сыграет еще и государственное регулирование цен на бензин, а также на ряд продуктов питания».
По словам Мильчаковой, из-за огромных объемов господдержки экономики и социальной сферы (в том числе из-за «вертолетных выплат» в странах «большой семёрки»,) инфляция растет практически во всем мире. Зарубежные регуляторы (ФРС, Европейский центральный банк, Банк Англии) считают это процесс временным и не торопятся ужесточать денежно-кредитную политику. России же точно не обойтись без повышения ключевой ставки, в противном случае ее экономика рискует сорваться в неконтролируемый инфляционный штопор.
«Нынешнее значение в 6,5% находится только на верхней границе коридора «нейтральных» ставок, а настоящее ужесточение денежно-кредитной политики у нас пока не началось, - отмечает Мильчакова. - Не исключено, что до конца 2021 года мы увидим еще одно повышение ключевой ставки, вероятно, до 7%».
При текущих ценах на российское сырье, металлы и сельхозпродукцию ударить по инфляции следовало бы через политику сильного рубля, убежден официальный представитель социального проекта Humanity, экономист Андрей Лобода. На его взгляд, укрепление национальной валюты благотворно скажется и на социальном самочувствии граждан, это будет весьма кстати перед выборами в Госдуму. Снизить инфляционное давление мог бы и Минфин. Для этого следовало бы перестать скупать миллиарды долларов на внутреннем рынке и направить эти средства на реализацию важнейших социальных программ. Рубль мог бы уже быть существенно дороже. Бюджетное правило прибавляет в среднем по пять рублей в год цене доллара и евро.
«Для обуздания инфляции нужно укреплять рубль, - категоричен независимый эксперт по финансовому рынку Сергей Дроздов. – Ставку можно поднять хоть на 2 процентных пункта, но цены в магазинах не поменяются. К борьбе с инфляцией нынешний шаг ЦБ не имеет никакого отношения, регулятор всего лишь приводит ставку в норму, доводя ее до нейтрального уровня: годовая инфляция у нас 6,5%, теперь и ключевая ставка тоже 6,5%».
В теории такого рода меры действуют следующим образом, поясняет Дроздов. Когда повышается ставка, деньги, выходящие на рынок, становятся дороже, а объем совершаемых на финансовом рынке спекуляций сокращается. Раньше в России это способствовало укреплению рубля. В прежние времена на наш долговой рынок с большой охотой (из-за разницы в процентных ставках в России и США) приходили иностранные, в основном, американские инвесторы, и покупали российские госбумаги - ОФЗ, совершая так называемые операции carry trade.
Сегодня на этот инструмент особо рассчитывать не приходится – из-за введенных против российского первичного госдолга санкций США. В общем, повышение ставки в текущих условиях мало что даст, считает Дроздов. Развести тучи руками и залить разгоревшиеся цены спасительным дождем Эльвире Набиуллиной вряд ли удастся.