Украинская газотранспортная система – одна из самых протяженных в мире. Она имеет десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Еще недавно все это богатство, оставшееся Украине в наследство от Советского Союза, использовалось в полную силу. Но после запуска двух веток «Турецкого потока» через Украину перестал поступать газ в Турцию, Болгарию и Грецию. А это15 млрд.кубометров в год. После того как заработала ветка из Болгарии в Сербию и Венгрию, транзитный поток снизился еще на 15 млрд куб.м в год.
«Газпром» пока подтвердил свою готовность продолжить транзит газа через Украину после 2024 года, если это будет коммерчески выгодно и ГТС Украины справится со своей функцией. Больше того, госкорпорация готова даже увеличить поставки "голубого топлива", если будет спрос.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что переговоры на эту тему будут проходить в коммерческой, а не в политической плоскости. По его словам, эта тема уже обсуждалась в ходе телефонных переговоров между главами России и ФРГ Владимиром Путиным и Ангелой Меркель. Кроме того, Германия и США обещают профинансировать Украину на миллиард долларов, чтобы страна начала отказываться от газа и начала строить «зеленую экономику». То есть освободившиеся мощности украинской ГТС могут перестроить под прокачку водорода.
Бывший глава пресс-службы «Нафтогаза», сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук объяснил «МК», почему эти условия не устраивают Украину:
— Объем транзита по ГТС сохранится на уровне 40 миллиардов кубометров газа, а «Газпром» говорит, что теоретически поставки можно даже увеличить. Проблема заключается в другом…
Само соглашение между США и Германией является в лучшем случае письмом, которое лидеры Запада направили Украине. Это не договор, не соглашение и не меморандум. Стороны просто описывают ситуацию и говорят, что постараются сделать, чтобы все было хорошо. По этой причине не называются конкретные цифры, нет подписи президентов Украины и России, хотя они должны были принимать в процессе обсуждения непосредственное участие, и так далее. Получается, что договаривались одни, а делать будут другие.
Что касается создания зеленого фонда, то в 2015 году на Украине создавали фонд энергоэффективности. В правительстве тогда обещали, что вложат в него 5 миллиардов евро, а вложили в итоге 5 миллиардов гривен. Затем проект тихо умер. Относительно системы ГТС вообще никаких цифр не называется, хотя для Украины именно этот вопрос был самым главным. Кому-то что-то решили гарантировать, но на этом все.
Ранее мы зарабатывали 2 миллиарда долларов в год, транзитируя около 90 миллиардов кубометров газа. После запуска «Турецкого потока» поставки сократились до 40 миллиардов кубометров, на которых мы зарабатываем 1,4 миллиарда долларов. Было бы хорошо, если бы Киеву гарантировали, что и после запуска «Северного потока-2» мы будем зарабатывать не меньше. Но об этом речь вообще не шла.
— Как дальше могут разворачиваться события?
— Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев фактически занимался девальвацией ГТС Украины с точки зрения финансов и субъектности. Тем же занималась команда экс-президента Петра Порошенко. Все они кричали о том, что строительство «Северного потока-2» подрывает безопасность Европы, что никаких переговоров с Россией быть не может и так далее. При этом никто из них не мог ответить на вопрос, как «СП-2» бьет по экономике Украины.
В итоге Украина перестала быть субъектом в переговорном процессе. В обозримой перспективе представители Киева придут к Евросоюзу и скажут, что мы не можем вести переговоры с Москвой, поэтому сделайте это вместо нас. И они сделают, а Украина фактически передаст в управление европейским и американским компаниям свою газотранспортную систему. Ранее они уже проявляли к ней интерес.
Этим компаниям или их консорциуму придется заплатить за посреднические услуги в переговорах с «Газпромом». При этом Украине придется взять на себя обслуживание ГТС, и в итоге ее чистый заработок может составить около 300 миллионов долларов вместо нынешних 1,4 миллиарда.
— Но сами по себе поставки сохранятся?
— Да, в этом почти никаких сомнений нет. Европе, особенно зимой, понадобится дополнительный маршрут поставок, потому что ее запросы постоянно растут.
— А в каком техническом состоянии сейчас находится ГТС Украины?
— В принципе, в нормальном. После запуска «Турецкого потока» одну из веток пришлось отключить, потому что в ней отпала необходимость, но остальные работают. Если транзит газа не упадет до 20 миллиардов кубометров, то и в будущем никаких проблем не будет. В противном случае придется найти средства на консервацию компрессоров, но, когда спрос вернется, их можно будет перезапустить.
Между тем заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что ГТС Украины испытывает значительную нехватку средств на ремонт и модернизацию. По его словам, система нуждается минимум в 10 миллиардах долларов. Так как у республики нет таких средств, властям нужно думать о том, как оптимизировать свою газотранспортную систему.
Как рассказал «МК» украинский эксперт по энергетике Валентин Землянский, на отдельных участках газопровода износ системы составляет 80%. «Однако сегодня никто не может сказать, сколько денег нужно на восстановление и модернизацию, потому что неизвестно, на какие объемы прокачки надо ориентироваться. Если речь идет о сохранении нынешнего потенциала в 100 миллиардов кубометров, это будет одна история, а если о 20 миллиардах, то совсем другая», — отметил эксперт.