Котировки сырья нервно отреагировали на разногласия внутри альянса: если накануне переговоров за баррель предлагали более $76,4, то в прогрессе обсуждения общего решения цены упали до $71,6. В ближайшем будущем стоимость нефти также не будет отмечаться стабильностью: потеря во время нескончаемой пандемии логистической гибкости грозит привести к транспортному коллапсу, во время которого доставить сырье потребителю окажется дороже, чем его добыть.
C августа страны ОПЕК+ будут возвращать на рынок до 400 тыс баррелей нефти ежемесячно, что позволит добывающим странам вернуться на допандемийный уровень производства до конца 2022 года. Мощности всех участников сделки будут расширяться симметрично их техническим возможностям: лидеры отрасли получили преимущество — в будущем Россия и Саудовская Аравия смогут нарастить отдачу скважин на 0,5 млн баррелей в сутки каждая, а базовые уровни производства Кувейта и Ирака будут увеличены на 150 тыс «бочек».
Не в обиде окажутся и Объединенные Арабские Эмираты. Именно требования Абу-Даби стали главным камнем преткновения для безболезненного согласования производственных условия на последнем саммите ОПЕК+. Делегаты ОАЭ, как и их коллеги по организации, выступали за повышение добычи, однако выделенная квота не удовлетворяла запросам государства. В результате Эмиратам разрешили нарастить добычу более чем на 300 тыс баррелей (примерно втрое больше изначального предложения), что сняло последние разногласия между сырьевыми державами.
«Компромисс между участниками альянса достигнут, но только на данный момент, — предупреждает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. — Это не значит, что стороны в любое время не возобновят переговоры». Риск он видит в высоких темпах распространения нового штамма коронавируса: вполне вероятно, что на рынке может вновь образоваться излишек сырья, и альянсу придется вернуться за стол переговоров. Соответствующие предпосылки для этого появились быстро: стоимость нефти уже опустилась ниже $71,5 за баррель, а на фоне опасений по поводу дальнейшего обострения распространения заболеваемости котировки рискуют упасть еще ниже.
«Американские сланцевые добытчики вышли на докризисный уровень производства сырья. Одновременно Вашингтон постепенно начинает продавливать сделку по ядерному оружию с Тегераном, которая может серьезно скорректировать ценовую конъюнктуру, выведя на рынок дополнительные два миллиона баррелей иранской нефти в сутки. Компромисс между участниками ОПЕК+ – единственная действенная мера по удержанию цен в необходимом коридоре, но и она может резко перестать действовать», — предполагает Коган.
Новые риски видят и международные эксперты. Как полагают аналитики Citigroup, уже до конца лета представители альянса могут столкнуться с очередной угрозой, способной нарушить нынешнее хрупкое равновесия мирового рынка «черного золота». «Помимо недостаточной добычи нефти, над сырьевой отраслью нависла логистическая проблема: большинство уже подтвержденных контрактами поставок расписано вплоть до конца августа, и даже если танкеры будут брать на борт повышенные объемы «черного золота», то дефицита нефти все равно не избежать», — полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Он напоминает, что рынок уже сталкивался с недостатком транспортных мощностей в марте-апреле 2020-го — топливные котировки уходили в минус, поскольку производителям приходилось доплачивать за сбыт невостребованной нефти. «Сейчас мировой спрос на дополнительные объемы энергоресурсов растет. Однако не исключено, что попытки выбросить на рынок лишний баррель могут оказаться длительным забегом на месте, поскольку до покупателя излишки сырья доберутся еще не скоро», — утверждает наш собеседник.