Когда в 2018-м году повышали пенсионный возраст, ко второму чтению в законопроект, вызвавший оторопь у подавляющего большинства населения страны, внесли несколько важных поправок. Среди них была и та, что на время болезненной реформы, то есть до 1 января 2025 года, замораживала обычный порядок индексации пенсий.
Порядок этот, если кто не знал или забыл, прописан в законе «О страховых пенсиях». И выглядит он так.
Пенсии неработающим пенсионерам должны ежегодно с 1 февраля индексироваться «в зависимости от индекса роста потребительских цен за предыдущий год», то есть в зависимости от уровня инфляции в предыдущем году. С 1 апреля каждого года возможна, но не обязательна ещё одна индексация - если доходы Пенсионного фонда окажутся больше запланированных, то стоимость пенсионного коэффициента (т.н. балла) пересчитают. Методика расчета стоимости одного коэффициента (балла) правительством до сих пор не утверждена, хотя закон этого требует с 2013 года, и в реальности размер индексации ежегодно определялся при принятии федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, и зависел от возможностей этих бюджетов и готовности властей раскошелиться.
Но с 2019-го по 2024 годы, написано в законе о повышении пенсионного возраста, обычные правила не действуют. А пенсии в течение этих пяти лет ежегодно не индексируются, а «корректируются» - в соответствии с особым, предписанным тем же законом порядком. С 1 января каждого года - на определенную величину: в 2019-м году на 7,06%, в 2020-м на 6,6%, в 2021-м на 6,3%, в 2022-м на 5,9%, в 2023-м на 5,6%, и в 2024-м - на 5,5%. Представители правительства при обсуждении непопулярной реформы в Госдуме уверяли депутатов, что рост пенсий (на 43% в номинальном исчислении за 5 лет, в среднем плюс 1 тысяча рублей в месяц ежегодно) будет опережать рост цен, и тем самым благосостояние нынешних неработающих пенсионеров вырастет - на это, мол, и пойдет львиная доля средств, сэкономленных за счет того, что россияне будут работать дольше. Иначе, говорили, обеспечить ежегодное повышение пенсий на уровень, который превышает уровень инфляции, невозможно.
И всё вроде шло так, как было задумано. Инфляция в 2018-м году составила 4,3%, в 2019-м - вообще 3%, в 2020-м - 4,9%… Рост пенсий в номинале хоть ненамного, но превышал рост цен. И пенсии у неработающих по крайней мере не обесценивались, их реальная покупательная способность как минимум не падала по сравнению с предыдущим годом, а то и росла.
Но 2021-й год преподнес малоприятный сюрприз.
По данным Росстата, инфляция в июне достигла 6,5% к июню прошлого года. Некоторые аналитики прогнозируют, что июльская вообще окажется примерно на уровне 6,9% в годовом выражении. Центробанк не очень верит в то, что даже традиционное сезонное снижение цен на овощи и фрукты серьезно переломит тревожную тенденцию. И даже Минэкономразвития, обычно выступающее в роли записного оптимиста, признало недавно: по итогам года будет не меньше 5%, а не 3,7%, как прогнозировалось прошлой осенью при принятии бюджета на 2021-23 годы…
Рост цен не мог не сказаться на пенсиях: уже за январь-май, констатирует Росстат, реальная пенсия сократилась на 0,1% по сравнению с январем-маем прошлого года. С конца мая, как мы все видим, рост цен не прекратился. То есть пенсионеры могут купить на положенные им выплаты всё меньше - и уж точно меньше, чем годом раньше, не спасла январская «корректировка» на «целых» 6,3%.
А с 1 января 2022 года пенсии, как мы знаем, должны вырасти номинально только на 5,9%. Это, конечно, обеспечит искомую среднюю «плюс тысячу» к начисленной пенсии (среднюю - то есть у кого-то выйдет плюс 500 рублей, а у кого-то - плюс 2 тысячи). Да и формально можно будет сказать, что корректировка - выше уровня инфляции, если инфляция в 2021 году окажется равной пусть и 5,7%, например. Но реальный рост и даже сохранение реального наполнения пенсий на нынешнем уровне это уже не обеспечит.
Значит, если действительно думать о сохранении хотя бы нынешнего уровня жизни пожилых россиян, придется осенью вносить изменения в закон о повышении пенсионного возраста и увеличивать с 1 января 2022 года пенсии хотя бы ещё на пару десятых процента. В плюс к уже гарантированным 5,9%. И закладывать на это средства в бюджет на 2022-24 годы…
Правда, есть опасения, что верх возьмет банальное стремление сэкономить.
Дело в том, что в последние пару лет пенсионеры - совсем не та категория населения, которая интересует наши власти. Все дополнительные меры поддержки, объявленные и в прошлом году, и в нынешнем, касались семей с детьми. Пенсионерам никто ничего не обещал. И эпопея с вроде бы возможным хотя бы не для всех возвратом индексации пенсий работающим пенсионерам закончилась пшиком: правительство к 1 февраля представило какие-то предложения на сей счет президенту, какие именно - министры молчат, как партизаны, в Кремле эти предложения вроде бы проанализировали (какие именно предложения - молчат и там), результаты анализа не известны. И в Послании президента Федеральному собранию гражданам пенсионного возраста никакого, даже самого скромного подарка не обещано: ни слова не сказал про них глава государства.
Видимо, власти решили, что у пенсионеров и так всё в порядке: пенсии растут из года в год, и бедных среди них нет?
Это кажется абсурдом, но именно так официально и есть: бедных с точки зрения российского государства среди получателей пенсий и правда нет. Потому что уровень бедности у нас - это прожиточный минимум пенсионера (среднероссийский устанавливает федеральное правительство, а региональный - субъекты РФ). И если у какого-то неработающего пенсионера начисленная пенсия вместе с разными доплатами ниже регионального прожиточного минимума, ему до этого уровня будут доплачивать из бюджета.
Но что это за уровень, боже!
Напомним: на следующий год по России в целом правительство установило его в размере 10 277 рублей в месяц. Это всего на 2,5% больше, чем в этом году. То есть при росте инфляции до 5% за этот год фактически запланирован не рост, а снижение уровня жизни пенсионеров. А региональные минимумы в 55 регионах из 85 в 2021 году были ниже федерального, самый низкий (8 540 рублей в месяц) - в Адыгее…