За I квартал этого года долги за ЖКУ выросли до 1,33 трлн рублей. Напомним, по итогам 2020-го показатель был равен 1,29 трлн, 2019-го — 1,18 трлн.
Упавшая платежная дисциплина на фоне снижения доходов населения и бизнеса обернулась ростом долгов за оказанные коммунальные услуги. На фоне холодной зимы и начала весны, долги за электроэнергию также оказались выше средних значений, особенно в небольших населенных пунктах. Тарифы ЖКХ выросли на 4,03% в годовом измерении. Поблажки и льготы потребителям (типа освобождения от штрафов и пени за задержку платежей), действовавшие в коронавирусный период, уже в прошлом, и людям нужно снова платить по счетам вовремя.
Между тем названная сумма — 1,33 трлн рублей — это общий долг: бюджетных организаций, промышленности, торговых точек и самих граждан. Точную структуру образования долга никто не даст. Ясно, что задолженность физических лиц составляет примерно половину от общей суммы. У потребителей нет никакого снижения платежной дисциплины, считает член экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Дмитрий Гордеев. По его словам, каждый год фиксируется рост задолженности практически на одну и ту же величину – в 5-6%. Тенденция с такими темпами роста сохраняются, так как финансовое благополучие граждан, мягко говоря, не меняется в лучшую сторону.
«Даже бюджетные потребители имеют долги. Получается, государство не подает населению положительный пример, – говорит эксперт. – Если долги промышленности обусловлены тяжелой экономической ситуацией, то задолженность госучреждений не имеет оправданий, так как налоговые поступления никто не отменял». Как можно требовать платежной дисциплины от простых потребителей, если даже министерства не платят за услуги ЖКХ исправно, восклицает Гордеев.
У россиян есть много причин, чтобы не платить за услуги ЖКХ. Кое-кто не платит сознательно: некоторые считают, что им выставляют счета с суммами больше, чем объем реально потребленных ресурсов. Есть те, кто убежден, что услуги поставляются ненадлежащего качества. И тут, в большинстве случаев, потребитель оказывается прав. Управляющие компании очень часто не выполняют надлежащим образом свои обязательства. Между тем и есть и те граждане, у которых доходы в период пандемии снизились до критичного уровня. Они стоят на развилке: детей накормить или отдать несколько тысяч за «коммуналку». Естественно, они ставят на первый план еду. Все это влияет на качество платежей.
«Необходимо упростить порядок снижения платы при нарушении качества поставляемых услуг, а также надо сделать так, чтобы все люди получали достойные зарплаты», – убежден Дмитрий Гордеев.
Субсидиями и другими выплатами можно временно помочь социально незащищенным семьям, полагает экономист, официальный представитель Humanity Андрей Лобода. По его мнению, в сфере ЖКХ нужно вводить программу лояльности и предоставлять скидки благонадежным плательщикам с хорошей платежной историей. Например, скидка 10% за горячее водоснабжение или электричество станет хорошим подспорьем для семейного бюджета, привлечет внимание населения, поднимет платежную дисциплину. «Одними субсидиями триллионный долг не списать, но властям надо быть ближе к людям и находить способы для снижения их долговой нагрузки, которая не выгодна никому – в том числе. И государству», – полагает эксперт.