В настоящее время, как полагает Минфин, в нашей стране действует достаточно мягкий налоговый режим в отношении россиян, которые могут похвастаться приличным ежемесячным доходом. По сути, большая фискальная нагрузка ложится на плечи людей со средними зарплатами. Если заработок человека не превышает 1,465 млн рублей в год (122 тыс. рублей в месяц), то его страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 22%; если сумма ежемесячного дохода превышает такую отметку, то выплаты снижаются до 10%. Подобная система была внедрена около 10 лет назад в качестве послабления налоговой нагрузки на бизнес. Теперь чиновники собираются уравнять правила игры, и ранее обозначенный порог в 122 тыс. в месяц уже не будет давать право на фискальные преференции.
По словам финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева, речь не идет о снижении доходов непосредственно работника. Повышенные фискальные выплаты придется отчислять компаниям-нанимателям. «Минфин ищет пути компенсировать налоговые средства, недополученные в прошлом году в связи с карантинными мерами. Тогда из-за локдауна и предоставленных льгот поступления от страховых взносов в казну сократились на 210 млрд рублей. Ужесточение выплат, официально представленное как «повышение налогов на богатых», не должно послужить раздражающим фактором для основной массы населения, зарабатывающего в разы меньше», – отмечает эксперт.
Между тем панацеей для казны фискальные нововведения государства вряд ли станут. На сегодняшний день зарплаты свыше 1,4 млн рублей в год получает, согласно официальным данным, всего 7% трудоспособного населения страны – это около 5 млн работающих граждан. Поэтому увеличение налоговой нагрузки вряд ли закроет потери от снижения страховых взносов, зафиксированные Минфином в прошлом году. «Более того, ужесточение фискальных требований спровоцирует бизнес на поиск методов оптимизации своих расходов», – отмечает эксперт «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
По подсчетам главы Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, объем фонда неофициальных заработных плат в России на начало текущего года превышал 10 трлн рублей (сумма, равная половине годовых доходов бюджета). Другими словами, примерно 30-40% наших соотечественников получают «серую» зарплату.
«Отечественные компании, с согласия работников, продолжают «оптимизировать» фискальные выплаты: бизнес ориентируется на официальные минимальные доходы персонала в 12-13 тыс. рублей в месяц. С этой суммы и выплачиваются страховые взносы, хотя многие люди получают в конвертах оклады, в несколько раз превышающие указанную в документах сумму», – утверждает Беляев. Повышая планку страховых выплат, государство, на первый взгляд, не наносит урон карману обывателя: рост налоговых отчислений должен озаботить работодателя. Однако получается замкнутый круг: из-за повышенных фискальных требований компании не способны увеличивать реальные доходы персонала, предпочитая поддерживать трудовой коллектив за счет зарплат в конвертах.
Минфин старается залатать дыры в бюджете. Однако эксперты сомневаются в том, что подобную политику нужно осуществлять путем дополнительного налогового прессинга. Повышение зарплатных выплат в конвертах обязательно приведет к снижению официальных доходов граждан, что отразится на инвестиционной привлекательности страны. Пускай федеральный бюджет в коронавирусное время будет сверстан Минфином без дефицита, но стоимость займов на зарубежных финансовых площадках вырастет. «Увеличивая налоги на якобы богатых, государство исправляет собственные статистические ошибки: если человек не зарабатывает более 1,4 млн в год, то он автоматически может попасть в разряд «бедных», которым полагаются различные субсидии. Социальные выплаты будут браться опять же из доходов основной группы трудоспособного населения», – предупреждает Беляев.
Увеличение отчислений с высоких зарплат несет в себе еще один риск. Подобная политика сократит для работодателей возможность нанимать высокопрофессиональных сотрудников, увеличивая тем самым эффективность отдачи от затрат на рабочую силу. Это удар по производительности труда в экономике, интенсивности повышения ВВП, конкурентоспособности отечественного производителя. «В мире сейчас наиболее востребованы и эффективны затраты на человеческий капитал. В современных технологиях, товарах, разработках необходим большой удельный вес квалифицированного сложного труда. Государству нужно содействовать использованию передового трудового капитала, в том числе, за счет поддержки повышения окладов. Правительство же ради гипотетических сиюминутных интересов бюджета действует ровно наоборот: наносит удар по высокооплачиваемому контингенту», – резюмирует Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade.