В конце мая Байден заявил, что новые ограничения против российского газопровода будут непродуктивны, и с тех пор дополнительные претензии не объявлялись. И, хотя шансы на то, что поправка будет утверждена, пока не ясны — сначала ее должны одобрить Палата представителей, Сенат, а затем подписать сам хозяин Белого Дома, очевидно: Вашингтон не отказался от попыток остановить «Северный поток - 2», и новые санкции обязательно последуют даже после того, как труба будет подключена к европейским сетям. С чем предстоит столкнуться российскому маршруту экспорта «голубого топлива» в Европу, рассказали эксперты «МК».
Антон Гринштейн, эксперт ИАЦ Hamilton: «К одобрению поправки, ограничивающей право президента США отказываться от санкций в отношении «Северного потока - 2» комитетом по ассигнованиям Палаты представителей, стоит относиться со здоровой долей скептицизма. Дело в том, что для утверждения это законопроекта ему необходимо пройти целых три этапа. Сначала голосование в Палате представителей, затем в Сенате США, после чего проект должен подписать и сам Джо Байден - у него есть право вето, которым он наверняка воспользуется.
Поэтому вероятность того, что президенту Байдену ограничат возможности в снятии или наложении санкций на СП-2, достаточно низкая, и к поправке, выдвинутой на рассмотрение конгрессменом от промышленного штата Огайо Марси Каптур, стоит отнестись как к попытке получить политические очки для самой Каптур, которая последовательно критикует российское руководство. И как к попытке дать сигнал от промышленного лобби, которое хочет чтобы администрация Байдена более активно защищало его интересы в Европе.
Если же рассматривать ситуацию объективно, то политическое руководство США прекрасно понимает, что никакого смысла в санкциях, которые призваны заблокировать строительство «Северного потока - 2» нет просто потому, что вне зависимости от действий США газопровод будет достроен. А снятие части санкций, которые ни на что не влияют - это возможность для США сесть за стол переговоров с Германией и получить то, что действительно имеет ценность: выгодные для США и Украины принципы использования газопровода.
Поэтому, если новые санкции в отношении СП-2 и будут введены США, они точно не будут направлены против строительства газопровода. Их направленность будет связана с его использованием.
Сейчас «разыгрывается карта» включения «Северного потока - 2» в список объектов, подпадающих под регулирование правил третьего энергетического пакета ЕС - если такой ход пройдет, это действительно может серьезно повлиять на работу газопровода. Наверняка у США есть и другие способы, в том числе санкционного характера, которые они готовятся пустить в случае несговорчивости Германии».
Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Открытые возражения официальной позиции президента со стороны представителей Конгресса - это в большей степени внутренние интриги американского политического истеблишмента. Тем не менее, в первую очередь продвижение поправки является ударом непосредственно по газопроводу. Джо Байден сможет получить дополнительные дипломатические инструменты на переговорах с немецкой делегацией относительно будущей работы СП-2. Фактически Байден сможет сказать Берлину, что лично уже смирился с пуском трубы в эксплуатацию, а продолжение санкций является выражением политической воли американского сообщества.
Вашингтону в отношениях с Германией приходится вести довольно тонкую игру. Страны уже вступили в определенное торговое противостояние, заключающееся в обмене экономическими пошлинами, которые пока никто не собирается отменять. Объявлять санкции против конкретного европейца, тем более немецкого чиновника или бизнесмена, равно как и против правительственного ведомства или компании, становится все опаснее — обострение ситуации вокруг «Северного потока - 2» подрывает трансатлантическое сотрудничество Вашингтона. Поэтому, хотя новые санкции и последуют, они будут улаживаться в большей степени на закрытых переговорах американцев и немцев, поскольку тема газопровода все чаще является поводом для придания дополнительных нюансов в драматургии отношений США и ФРГ».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Северный поток - 2» является крайне важным проектом для Евросоюза в целом и для Германии в частности. Именно поэтому Берлин регулярно ведет переговоры с представителями США, продолжающими грозить все новыми санкциями. Американское правительство считает, что российский проект угрожает «свободе ЕС», но на самом деле недовольство Вашингтона вызвано снижением поставок собственного сжиженного природного газа в Европу и потерей доли на рынке Старого Света. Именно поэтому ограничения вводились по нескольку раз в год, что затягивало строительств российского экспортного газопровода и делало проект более дорогим.
Нужно понимать, что Германия, безусловно, пойдет на ряд уступок, например, в части дополнительных поставок американской продукции — продовольствия и других товаров, но эти меры способны лишь на некоторое время отсрочить введение новых ограничений против СП-2. Газопровод практически достроен, и сорвать сроки его сдачи у недоброжелателей уже не получится. Американцам придется искать способы максимально затруднить его работу в полную мощность. Санкции могут коснуться европейских подрядчиков и других партнеров «Газпрома», или покупателей российского «голубого топлива». России, как и раньше, придется искать варианты обхода новых ограничений, поэтому новые «палки в колесах» экспортной магистрали мы еще увидим».