Власти, между тем, обосновывают рост стоимости в первую очередь уровнем инфляции. Минэкономразвития утверждает, что тарифы расти будут, но не критично: плюс 4% — это максимум. В Федеральной антимонопольной службе считают, что увеличение составит не более 3,3%. Все эти цифры вроде бы в рамках средней инфляции. Но ведомства почему-то опускают тот факт, что предельные величины повышения тарифов различаются по регионам.
Каждый год 1 июля потребители вынуждены оптимизировать свои расходы: «коммуналка» требует все больших средств, и ничего с этим не поделаешь. Водоснабжение, отопление, электричество, газ, вывоз мусора и другие блага современной цивилизации индексируют согласно утвержденным нормативам, к формированию которых у экспертов коммунального рынка по-прежнему много вопросов.
Вот и с июля 2021-го тарифы на услуги ЖКХ поднимаются в соответствии с распоряжением правительства, принятым ещё 30 октября прошлого года. Значения индекса оплаты различаются по регионам. В частности, для Москвы он определён на уровне 4,6%, для Подмосковья — 3,6%, а для Санкт-Петербурга — 3,5%.
Увеличение тарифов не должно опережать общую инфляцию, подчеркивают власти. В целом требование выполняется. Хотя в последнее время опережающими темпами росла стоимость оплаты жилья (5,1%), водоотведение (4,5%), водоснабжение (горячее — 4,3%), электроснабжение (4,1%).
В то же время, как подсчитала FinExpertiza, по итогам 2020 года в 15 субъектах Федерации (или почти в пятой части российских регионов) рост тарифов ЖКХ опередил среднюю инфляцию по стране (4,9%). Лидерами по удорожанию коммуналки стали Республика Коми, где из-за повышения цен на капремонт тарифы ЖКХ сразу в три раза обогнали инфляцию (рост на 16,2%), Воронежская область (7,8%), Забайкальский край (7,1%), Кемеровская область (6,7%) и Удмуртия (6,6%).
Ежегодное изменение тарифов ЖКХ неизбежно. Подорожание происходит, прежде всего, из-за повышения стоимости ресурсов, используемых жилищниками, поясняет главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Получается, увеличение себестоимости работы эксплуатирующих организаций из-за инфляции покрывается за счёт пользователей. Коммунальщики утверждают, что без этого не смогут осуществлять услуги, поддерживать в надлежащем состоянии сети, что чревато рисками потерь, поломок, аварий. «Таким образом получается, что у коммунальных служб нет стимулов к снижению данных издержек и потерь, — отмечает эксперт. — Утечка воды из протекающего в подвале крана или тепла из-за плохой теплоизоляции труб зимой — всё это зачастую легче покрыть за счёт повышения оплаты потребителей, чем исправить».
В то же время совсем не поддается объяснению, почему в отдельных городах одного региона устанавливается возможный рост тарифов в несколько раз выше, чем в среднем по данной территории (как, например, в Выксе 8,6% и Чкаловске 14,9% - при среднем установленном по Нижегородской области уровне роста тарифов в 4%). С такими случаями разбирается прокуратура: проверки в 11 регионах уже показали неправомерное включение в рост тарифов таких расходов, как бонусы топ-менеджерам, рассказывает специалист в области ЖКХ, директор Организации народного контроля Наталья Чернышева.
«В среднем инфляция и, соответственно, рост тарифов заявлены на 2021 год на уровне 4%, однако по регионам рост тарифов варьируется от 2,4% до 6,5%. Трудно сказать, на сколько повысятся счета в среднем, поскольку тарифы на различные виды услуг могут повышаться по-разному. Например, где-то на электроэнергию больше, чем на воду или газ. И если жители тратят больше электроэнергии и не используют газ, то на их счетах это повышение отразится сильнее», — подчеркнула она в разговоре с «МК».
Поскольку устанавливается только предельная величина роста тарифов в среднем по региону, то конкретные цифры роста тарифов на различные услуги будут зависеть от переговоров с конкретными ресурсоснабжающими организациями, отмечает Чернышева. Отметим, что часто ресурсники стараются объяснить закладываемое повышение необходимостью проведения ремонтов или модернизации сетей.
Жилищно-коммунальные услуги для многих россиян продолжают оставаться обременительной статьей расходов, - утверждает глава FinExpertiza Елена Трубникова. По ее данным, сложности с оплатой коммуналки имеют более 5% домохозяйств, а среди неполных и многодетных семей - свыше 10%.
«Тема ЖКХ стала еще более злободневной в период пандемического кризиса, обернувшегося серьезным падением доходов населения. В зависимости от региона, а иногда даже в границах одного города, размер платы за ЖКУ может существенно разниться, и многие жители видят за этим не объективные экономические причины, а интересы коммунальщиков и ресурсоснабжающих организаций», - говорит Трубникова.
«Индексацию тарифов ЖКХ нельзя считать оправданной без проведения полноценного аудита, поскольку только такая проверка сможет показать, за что мы и сколько должны платить», — убеждена Наталья Чернышева. По ее словам, различные эксперты называют разные цифры по завышению тарифов — в 4-5 раз, на 30%, на 50% и т.д. Точный ответ на вопрос, насколько тарифы справедливы, смог бы дать только их полномасштабный аудит, о необходимости которого не первый год говорят специалисты. Но власти на такой шаг не идут, просто повышая ежегодно в июле тарифы в среднем, «на глазок», по инфляции.
«Если мы не понимаем, как именно рассчитаны базовые цифры, которые повышаются каждый год, то должен быть введен мораторий на их увеличение», - считает собеседница «МК».