Сам вице-премьер в свалившемся дефиците трудовых ресурсов видит не упущения власти по части прогнозирования трудового рынка, выстраивании грамотной политики по отношению к специалистам. Проблема, мол, в демографической яме, в которую Россия попала в 90-е и начало 2000-х годов. Вот, она и «аукнулась». И если бы не этот досадный провал, то все было бы хорошо. Между тем, перед правительством стоит задача-максимум: до 2024 года привлечь в отрасль 5 млн. трудовых ресурсов. Где и как брать специалистов?
Однако еще два года назад, до пандемии коронавируса, эта демографическая яма на вводе квадратных метров жилья и на строительстве промышленных объектов никак не сказывалась. Посланцы из Средней Азии были и малярами-штукатурами, и стропальшиками-бетонщиками.
А после карантина все успехи и громадье планов, как рукой сняло.
В чем тут дело – если власти вспомнили даже про седеющих ветеранов, которых можно привлечь на ударные стройки века?
- Уже сейчас в некоторых СМИ пишут, что неработающих пенсионеров загонят на стройки чуть ли ни кирпичи грузить – это, разумеется, не так, - говорит доктор экономических наук, профессор Никита Масленников. - Это передергивание фактов. Речь идет о привлечении в отрасль тех пенсионеров, которые имеют определенный опыт и квалификацию в строительной сфере.
Тем не менее, в стройкомплексе действительно не хватает кадров и проблему нужно как-то решать. Я не понимаю призывов некоторых деятелей завозить чартерными поездами в Россию мигрантов, чтобы они работали каменщиками, крановщиками, кровельщиками и прочее. Их, во-первых, следует где-то размещать и обучать. Во-вторых, обеспечивать безопасность местного населения.
На мой взгляд, замещение рабочих профессий гражданами из Средней Азии - это недальновидная политика. Да и с чего мы взяли, что они поедут именно к нам? Мы не очень конкурентоспособные по части зарплаты даже с Монголией.
Наверное, пришло время готовить собственные кадры, привлекать наших граждан – повышать зарплату, модернизировать процессы, переходить на современные технологии.
Здесь важно понять: если дефицит трудовых ресурсов принял характер устойчивого явления, то его необходимо решать классическим способом – повышением производительности труда и внедрением передовых технологий. Что для этого делается? Что-то, безусловно, делается, но мы в начале пути, на распутье. Либо пойдем экстенсивным путем развития, с привлечением мигрантов – и так из года в год будем барахтаться, искать недостающие кадры. Либо начнем основательно заниматься перевооружением отрасли и повышением производительности труда.