В 2019 году за накопительной пенсией не обратились 1,6 млн человек. За коронавирусный год, следует из отчетности фондов, это число выросло еще на полмиллиона. Как считают в НПФ, не все граждане знают, что основания для получения накопительной части пенсии наступают раньше, чем по страховой. Действительно, накопительную пенсию можно получать по «старому» пенсионному возрасту — с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин. Таким образом, согласно законодательству, возраст выхода на страховую пенсию постепенно увеличивается, а возраст получения накопительной части остается прежним.
Теряют адресатов НПФ еще и потому, что у многих поменялись адреса и телефонные номера. Другие же не обращают внимания на извещения от фондов или просто решают «не связываться» и не идти за небольшой суммой. По данным за 2020 год, средний размер накопительной пенсии составил 956 рублей в месяц. Он рассчитывается исходя из накопленной суммы на счету и «возраста дожития» (ожидаемого периода выплаты), который сейчас по России составляет 264 месяца, или 22 года.
Не все потенциальные получатели знают и о том, что накопительная пенсия может выплачиваться двумя способами — единовременно или ежемесячно. При этом не всегда пенсионеру дается выбор. Для назначения ежемесячной выплаты нужно, чтобы ее размер составлял не меньше 5% от расчетного размера страховой пенсии. Учитывая, что в 2014 году накопительные пенсии были заморожены, очень немногие успели накопить достаточную сумму.
Но у проблемы есть и другая сторона. Негосударственным пенсионным фондам может быть выгодно «не находить» адресатов накопительных пенсий. «НПФ с удовольствием пользуются ситуацией, когда далеко не все граждане знают, что права на получение накопительной пенсии возникают у них раньше, чем для выхода на государственную страховую пенсию. Работает принцип «с каждого пенсионера по нитке — НПФ рубашка»», — считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
Другая проблема — обмен информацией между Пенсионным фондом России и НПФ. Дело в том, что ПФР располагает сведениями об основаниях для назначения пенсий, а НПФ без этих данных не могут принять решение о назначении гражданину накопительной пенсии или единовременной выплаты. Сами негосударственные фонды не должны уведомлять клиентов о наступлении пенсионных состояний. О состоянии счетов раньше сообщал ПФР, но это требование было отменено в 2013 году.
Сам факт, что в накопительной системе оказалось такое количество «мертвых душ» говорит о ее провале, полагают некоторые эксперты. «Если в европейских странах с развитой накопительной системой люди по достижении пожилого возраста с нетерпением ждут доступа к накопленному капиталу, которого хватает, чтобы жить в свое удовольствие, то в России граждане несерьезно относятся к заведомо маленьким суммам, ими же накопленным. Сами же фонды отправляют таким людям в лучшем случае «письма счастья» на электронную почту (не всегда актуальную) или присылают смс на давно уже не используемый пенсионером номер телефона. На этом их усилия и заканчиваются», — подытожил Пушкарев.