Потенциального соперника Urals назвал вице-президент специализирующегося на сырьевом рынке агентства Argus Джеймс Гудер. По его словам, за полтора года добычи нефть месторождения Johan Sverdrup показала себя с самой лучшей стороны. «Urals не так активно продается в европейские страны. Если включить норвежский сорт в состав корзины Brent, то стоимость контрактов на него будет выше, нежели на российские смеси», — отметил эксперт.
Разработка открытого в 2010 году и названного в честь первого премьер-министра Норвегии Юхана Свердрупа шельфового месторождения, должна стать поворотным событием в жизни норвежской добывающей промышленности. До этого производство «черного золота» в скандинавской стране падало из года в год, к тому же на Осло серьезное давление оказывают экологические организации, активисты которых забросали нефтяников целым ворохом исков, последний из которых был буквально на днях подан в Европейский суд по правам человека. Кроме того, к перебоям добычи приводили регулярные забастовки норвежских вахтовиков, которые пытаются добиться улучшения условий своей работы и оплаты труда — в частности, прошлой осенью стачка сотрудников шельфовых платформ остановила работу шести месторождений, где производится около 8% углеводородов Норвегии.
Однако освоение Johan Sverdrup, по мнению экспертов энергетического рынка, должно переломить ситуацию. После запуска в эксплуатацию в октябре 2019 году месторождение сразу же показало годовую добычу в 130 млн баррелей, что составляет около 20% суммарного производства «черного золота» Норвегии. Запуск второй фазы месторождения, который намечен на IV квартал 2022 года, обещает увеличить ежедневную добычу на Johan Sverdrup до 720 тыс «бочек», что позволит стране вернуться к росту производства сырья. Другой вопрос: насколько эти факторы бьют по российской нефти?
Как полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, сорт Johan Sverdrup по своим характеристикам действительно близок к российской Urals, а запасы сырья на месторождении позволяют проводить разработку залежей на протяжении как минимум полувека. «Норвежский сорт подходит европейским НПЗ, которые сейчас закупают российскую нефть. Причем себестоимость этого сорта ниже $20, что дает возможность Норвегии потеснить российских поставщиков за счет более выгодного ценового предложения, поэтому для Urals конкуренция на рынке ЕС усиливается», — считает эксперт.
По мнению главы ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, добыча на Johan Sverdrup началась лишь полтора года назад, поэтому наладить поставку в Европу достаточно больших объемов сырья с месторождения будет не сложно, тем более, что Норвегия обладает внушительной инфраструктурой в Северном море и уже давно выстроила свою экспортную логистику в страны Евросоюза. Но это не значит, что места для нашего Urals на рынке не останется. «Рост поставок из Скандинавии вряд ли приведет к такому избытку предложения на глобальном рынке «черного золота» нефти, который способен обвалить цены, однако может спровоцировать увеличение дисконта Urals по отношению к эталонному сорту Brent», — считает аналитик.
Между тем, конкуренция на европейском рынке в ближайшие годы будет только расти и без учета «свежего» сырья с Johan Sverdrup. Судя по всему, поставщикам придется вести борьбу буквально за каждый баррель. Как отмечал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, к 2040 году странам Старого Света, которые постепенно переориентируются с углеводородов на альтернативные виды энергоресурсов, может потребоваться чуть ли не вдвое меньше нефти, чем в настоящее время. Более того, с 2023 года ЕС вводит так называемый углеродный налог на импортные товары с большими выбросами парниковых газов, который может затронуть до 40% российского экспорта. По оценке аудиторской компания KPMG, при самом негативном сценарии дополнительная фискальная нагрузка приведет к тому, что отечественным производителям «черного золота», качество сырья которых значительно уступает мировым углеводородным эталонам, придется выплатить европейским регулирующим органам до 2030 года более 50 млрд евро.
«Возможно, Johan Sverdrup и не станет конкурентом Urals. Однако, чтобы повысить спрос и увеличить стоимость российской нефтяной смеси, необходимо убрать из отечественной экспортной трубы тяжелые фракции нефти, которые можно перебросить на внутреннее потребление. За рубеж стоит отправлять только легкие сорта, характеризующиеся большим содержанием бензиновых фракций и малым количеством смол и серы. В таком случае сократятся и налоговые требования со стороны европейских потребителей, и увеличение поставок конкурирующих производителей окажется менее болезненным», — считает Разуваев.