Стоимость бензина в этом году в нашей стране снова пошла резко вверх — с января цены на литр бензина популярных марок АИ-92 и АИ-95 выросли примерно на 1,5 рубля. Сначала раскрутка ценовой динамики объяснялась фундаментальными факторами — удорожанием нефти и ростом потребительского спроса в связи с восстановлением экономики после прошлогоднего карантина. При этом темпы удорожания топлива не превышали инфляцию и не вызывали повода для беспокойства. Затем к основным причинам роста цен добавилась традиционная сезонная конъюнктура — потребовалось больше топлива российским туристам, которые в условиях закрытых границ предпочли путешествовать на личном транспорте, и начались плановые профилактические ремонты на большинстве отечественных НПЗ. В совокупности все эти обстоятельства привели к тому, что к цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подскочили сразу на 5%, что вынудило чиновников вернуться к решительным мерам по ужесточению регулирования цен на рынке горючего.
Напомним, что механизм искусственной фиксации («заморозки») розничных и мелкооптовых цен чиновники в применяли в 2018 году, когда стоимость бензина за январь-май выросла на 8%. Затем был найдет рыночный инструмент демпфера, предусматривающий выплату государством компенсации производителям при высоких мировых котировках сырья, и соглашения с нефтяниками были упразднены. Теперь же они снова на повестке дня.
Стоит отметить, что к нынешнему сезонному росту цен на моторное топливо профильные ведомства стали готовиться еще в середине весны. Сначала было принято решение о коррекции демпферного механизма посредством снижения индикативной цены на бензин и увеличения размера выплат нефтекомпаниям. На эти цели чиновники собирались направить из бюджета 350 млрд рублей. Новые правила вступили в силу с 1 мая, но удержать стоимостную динамику они не помогли, причем, не только в оптовом звене, но и на розничном рынке. Если на первых порах цены на заправках двигались разнонаправленно, демонстрируя относительно слабый еженедельный рост примерно на 4-5 копейки за литр (в ряде регионов наблюдалось даже снижение стоимости горючего), то уже к середине мая топливо начало резко дорожать во всех округах России. В связи с этим начались разговоры о более жестких директивных мерах. В частности, в подготовленных Минэнерго проектах постановления, «для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и массовых ремонтов на НПЗ» предлагалось наложить временный запрет на экспорт бензина и даже включить горючее в список стратегических товаров, вывоз из страны которых может быть ограничен в любое время без дополнительных правительственных решений.
До объявления экспортного эмбарго дело не дошло и в июне рост цен на АЗС ускорился: по данным ЦДУ ТЭК, в среднем по стране рост цен на литр бензина составил 15-30 копеек, но в ряде регионов, например, в Крыму, розничные прайсы скакнули более чем на 40 копеек. В сложившихся условиях Минэнерго продолжает успокаивать население, заявляя, что внутренний рынок в этом году не столкнется с дефицитом бензина - даже несмотря на сезонный рост спроса на горючее. Ежесуточные поставки различных марок моторного топлива на отечественные сырьевые биржи в июне вырос более чем на 10% в сравнении с допандемийным 2019 годом, а для избежания нештатных случаев сформированы запасы бензина в 1,6 млн тонн. Тем не менее, как полагает вице-премьер Александр Новак, «целесообразность» заключения соглашений с нефтяниками о заморозке цен на топливо рассмотреть все же необходимо.
«Прямые соглашения с производителями, как это было в 2018 году, могут не потребоваться: нефтяникам намекнули, что стоимость горючего достигла предела и дальнейшее подорожание нежелательно государству. В свою очередь, механизм демпфера, хотя и демонстрирует недостаточную эффективность, однако все равно приносит свои плоды — без его участия цены на горючее могли бы уже к середине лета повыситься гораздо заметнее, — считает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин. — Тем не менее, даже намек на применение ручного управления топливным рынком доказывает, что иных действенных инструментов для предотвращения ценовой гонки в распоряжении государства пока не существует».