В мае пресс-центр МВД России сообщал, что с начала пандемии, с марта прошлого года, порядка 1,6 млн мигрантов не выехали из России. Из-за закрытия границ у них закончился законный срок нахождения в стране. Сейчас им продлили возможность легально оформить все документы. Впрочем, это не распространяется на мигрантов, которые были освобождены из мест лишения свободы, а также нарушали законодательство о госгранице России и посягали на общественный порядок, включая участвующих в несанкционированных акциях.
По словам председателя центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Рената Каримова, у этого решения были объективные причины — коронавирус. «Мы видим, что и в Москве предпринимаются дополнительные усилия, чтобы прервать цепочку заражений, поэтому было бы странно в таких условиях открывать границы. Президент под давлением этих обстоятельств был вынужден подписать указ, чтобы люди имели возможность находиться в стране и работать. Мигранты на такую заботу ответили дружным походом в многофункциональные миграционные центры. Начиная с конца апреля по нескольку тысяч человек, а иногда до 10 тысяч в сутки штурмуют центр в Сахарово, чтобы находиться в стране на законных основаниях», — рассказал Каримов.
Правозащитница из Обнинска Татьяна Котляр считает: «Очень хорошо, что принято такое решение! Это дает возможность людям продлить регистрацию и легально находиться в России. За это время они могут получить патент, вид на жительство или разрешение на временное пребывание — у кого на что есть основания. Мы очень надеялись, что такое решение будет принято. Очень много людей не успели подать документы. Очереди очень большие, и люди просто не успевали попасть в МФЦ», — пояснила Котляр.
Сроки временного пребывания мигрантам на территории России постоянно продлевали. Последний раз дата менялась с 15 декабря на 15 июня. Тем не менее этого времени не хватило, чтобы все желающие успели получить патенты. Как пояснил Каримов, дело в том, что в Москве мигрантов очень много: «Даже если маленькая часть из них не успела оформить документы, то в абсолютных цифрах это все равно много — десятки, сотни тысяч человек. Можем посчитать вместе. Например, с 1 мая прошло 45 дней. Если миграционный центр принимал по 10 тысяч человек — это 450 тысяч. Вряд ли, конечно, они каждый день принимали такое количество, поэтому допустим, что 350 тысяч человек оформили себе патенты. Если судить по доковидному 2019 году, то тогда за весь год было выдано в пределах 370 тысяч патентов, а тут только за 45 дней. Поэтому есть ощущение, что львиная часть мигрантов решила встать на законный путь. А заодно под общий замес попали люди, которые вообще ничего не нарушали: просто в этот период у них заканчивался патент. Они в плановом порядке решили его продлить, приехали и столкнулись с дичайшей очередью».