На «Восток Ойл» приходится до 90% общей суммы контрактов, подписанных «Роснефтью» на полях ПМЭФ. Этот проект в настоящее время является одним из самых перспективных в мире. Его преимущества уже не раз были отмечены российскими и зарубежными финансовыми организациями. В частности, инвестбанк Goldman Sachs окрестил «Восток Ойл», сыгравший значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти», «магнитом для инвесторов». Привлекательность для крупных международных компаний обусловлена уникальной устойчивой экономической моделью проекта, ресурсная база и технологии разработки которого подтверждены ведущими мировыми экспертами.
Углеводородный потенциал «Восток Ойл» действительно можно назвать колоссальным — запасы красноярских месторождений составляют 6,2 млрд тонн нефтяного эквивалента. Добываемое в рамках проекта «черное золото» по своим характеристикам превосходит эталонный сорт Brent. Высокое качество нефти «Восток Ойл» позволяет рассчитывать, что в будущем это сырье будет продаваться с премией к эталонной марке и принесет дополнительные выгоды экономике проекта.
Более того, в своем докладе на энергопанели «Трансформация мировой энергетики» глава «Роснефти» Игорь Сечин подчеркнул, что нефть месторождений «Восток Ойл» сопоставима с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. Низкое содержание сыры позволит существенно разгрузить отдельные установки на перерабатывающих заводах или вообще исключить потребность в них, тем самым значительно снизив парниковые выбросы.
«По своим масштабам «Восток Ойл» можно сравнить разве что с освоением в советские годы самого крупного нефтяного месторождения нашей страны — Самотлора, разработка которого по сути изменила лицо отечественного топливно-энергетического комплекса на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала один миллион тонн добычи, то уже через десять лет местное производство выросло почти до 150 млн тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. Планы «Роснефти» относительно «Восток Ойла» также достаточно амбициозны — к 2030 году компания собирается повысить добычу на проекте до 100 млн тонн», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
С учетом ограниченного предложения качественных энергетических проектов такого масштаба на мировом рынке, интерес к участию в освоении месторождений Красноярского края проявляют многие потенциальные инвесторы, даже несмотря на то, что ставки довольно высоки — в конце прошлого года владельцем 10% акций «Восток Ойл» стал ведущий международный трейдер Trafigura, заплатив за пакет примерно $8 млрд. С учетом этой сделки общую стоимость проекта можно оценить минимум в $80 млрд.
По словам главного исполнительного директора Trafigura Джереми Вейра, современные мировые инвестиции в нефтедобычу снизились настолько, что не только не позволяют заменять существующие запасы, но и приводят к истощению ресурсной базы. На этом фоне масштабные инвестиции «Роснефти» превращают «Восток Ойл» в самый крупный материковый проект добычи углеводородов. «Красноярские месторождения производит высококачественную нефть с низкой себестоимостью. Планы «Роснефти» по дальнейшему сокращению «углеродного следа» безусловно гарантируют спрос на продукцию «Восток Ойл» на долгие годы», — уверен руководитель Trafigura.
Экологические аспекты были вынесены на первый план в самом начале реализации проекта. Передовые технологии для охраны окружающей среды применялись на всех этапах освоения — от бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров, которыми будет экспортироваться «черное золото». Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа на месторождениях «Восток Ойл», что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже традиционных показателей, характерных для новых крупных нефтяных проектов. «Тем самым, есть все основания говорить о производстве в рамках проекта «зеленых баррелей» нефти», — утверждает Игорь Сечин.
Основными экспортными направлениями красноярского проекта станут европейские и азиатские рынки, на которые нефть будет поставляться через Северный морской путь. Спрос на углеводороды будет обеспечен дальнейшим ростом экономик этих регионов, которые намерены диверсифицировать внутренние энергетические потребности.
«Роснефть» уже приступила к возведению нефтеналивного терминала «Порт Бухта Север». На полях ПМЭФ-2021 был заключен договор с «Объединенной энергетической компанией» на строительство гидротехнических сооружений и подписан контракт с АО «ЛенморНИИпроект» на проектно-изыскательские работы. Интегральные поставки металлопродукции для реализации проекта — труб разного диаметра, металлоконструкций, резервуарного парка и других вспомогательных элементов, которые являются неотъемлемой частью системы магистральных нефтепроводов — обеспечит ПАО «Трубная металлургическая компания», с которой «Роснефть» заключила соответствующее соглашение также на полях Петербургского экономического форума.
Среди других ключевых контрактов, подписанных нефтяной компанией на берегах Невы, стоит отметить договор с «Интер РАО - Инжиниринг» на строительство объектов первой очереди энергообеспечения проекта: газотурбинной электростанции «Иркинская», энергообъектов головной нефтеперекачивающей станции «Пайяха», электростанции в «Бухте Север» и воздушной линии электропередач. В свою очередь, в рамках заключенных на ПМЭФ соглашений, ГМК «Норильский никель» займется развитием комплексного логистического обслуживания «Восток Ойл», «Объединенная машиностроительная группа» обеспечит проект дорожно-строительной транспортом и спецтехникой, а компания «Содексо Евроазия» предоставит свои услуги по организации общественного питания и проживания нефтяников и возьмет на себя комплексное обслуживание социально-бытовых объектов на месторождениях Ванкорского кластера. Помимо этого в Санкт-Петербурге «Роснефть» договорилась с партнерами о техобслуживании собственного парка воздушных судов, участвующих в проекте.
Стоит отметить, что север Красноярского края уникален с точки зрения перспектив использования альтернативных энергетических источников, в первую очередь, ветрогенерации, для развития которой в регионе присутствуют все необходимые климатические условия. Наряду с применением оборудования традиционной газовой энергетики, использование ветра позволит эффективно решить проблему надежности и экологичности энергоснабжения, а также обеспечит проекту беспрецедентно низкую интенсивность выбросов диоксида углерода на уровне 12 кг на баррель добываемой нефти при среднемировом мировом показателе для новых проектов в 50 кг.
«Для такого масштабного проекта продуман комплекс возобновляемых источников энергии, в том числе ветряные электростанции. Это говорит о том, что, если есть любая техническая возможность снизить углеродный след, то она реализуется. В этой связи «Восток Ойл» может стать историческим. Проект представляет собой комбинацию возобновляемых источников энергии и традиционной энергетики, позволяющую добиться самых амбициозных производственных целей при сохранении низкого углеродного следа. Устойчивость — для «Роснефти» не просто лозунг, а стабильность на каждом этапе работы», — считает бывший глава МИД Австрии Карин Кнайсль, которая уже четверть века является экспертом нефтяной отрасли и недавно вошла в совет директоров «Роснефти».
«Восток Ойл» предусматривает создание тысяч дополнительных рабочих мест, а также строительство комплексной инфраструктуры, которая затрагивает буквально все сферы жизнедеятельности региона. В рамках проекта, помимо уже названных объектов электрогенерации мощностью около 3,5 ГВт, планируется построить три аэродрома и два морских терминала, а также 15 промысловых городков и нефтеналивной терминал мощностью 100 млн тонн.
Уже начались работы по подготовке пунктов разгрузки с реки Енисей, базы хранения материально-технических ресурсов и жилых вахтовых поселков. Разворачивается строительство трубопроводной системы — на Таймыр прибыли первые группы подрядных организаций для строительства порта. В целом на проект завезено уже порядка 200 тыс тонн грузов.
Благодаря реализации «Восток Ойла» и строительству всей инфраструктуры оживут удаленные северные населенные пункты — у людей появится транспортная доступность и высокоскоростной интернет. Все запланированные инвестиции являются огромными заказами для российской промышленности. Проект без преувеличения не только вдохнет в регион новую жизнь, но и даст колоссальный импульс развитию экономики нашей страны — вплоть до 2% повышения годового ВВП России.
«Не секрет, что президент Путин уделяет особое внимание вопросам развития регионов. Петербургский экономический форум и заключенные в его рамках контракты являются индикатором того, кто из компаний и в каких масштабах работает над этой стратегической задачей, — отмечает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — «Восток Ойл» является прямым доказательством того, что «Роснефть» с предельным вниманием относится к реализации поставленных главой государства приоритетов. Только в рамках ПМЭФ лидер отечественной нефтяной отрасли заключил более 50 соглашений, связанных с красноярским проектом. Общая сумма контрактов составляет почти 560 млрд рублей. По вкладу в развитие регионов и укреплению благосостояния населения у «Роснефти» нет равных. Компания ведет свою деятельность практически по всей территории России и обеспечивает работой более 350 тыс человек. Реализация «Восток Ойл» создаст еще большее количество рабочих мест. Поэтому расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, которые говорили о том, что синергия по закупкам услуг и товаров при реализации инвестиций будут иметь коэффициент 9,3 на каждый вложенный рубль, являются более чем реальными».