Почему? Да потому, что нельзя летать на самолетах, которые технически не обслуживаются производителем. На которых не меняются отслужившие положенный срок запчасти и комплектующие. За которые фирма, которая отдала в лизинг воздушные суда, не несет никакой ответственности.
В данном случае это принципиально важно, так как авиапарк «Белавиа» – это в основном американские самолеты Boeing различных модификаций: 1 – Boeing 737-8; 9 – Boeing 737-800; 2 – Boeing 737-500; 3 – Boeing 737-300.
Правда, у белорусов остается еще несколько бразильских самолетов Embraer. Но это региональные самолеты, летающие на короткие расстояния. На «бразильцев», судя по всему, и падет основная нагрузка по перевозкам. Если, конечно, американцы и тут не вмешаются.
Кажется, что уж нам, собственно, так беспокоится о «Белавиа»? У нас и своих забот хватает. Но в том-то и дело: то, что американцы сейчас сделали в отношении белорусской авиакомпании, нас касается напрямую. Это один в один может повториться и по отношению к нашим, российским авиаперевозчикам.
Мы ведь точно так же, как и белорусы, теперь летаем практически на одних только самолетах американской корпорации Boeing и европейского концерна Airbus. Так что это даже не намек, а прямая угроза нам: будете плохо себя вести – приземлим не только белорусскую, но и всю вашу авиацию.
Думаете, европейцы нас спасут? Не-а. Даже если сильно захотят и не помчатся обгонять американцев своими собственными запретами. Дело в том, что у большинства европейских самолетов, на которых мы летаем, ряд комплектующих, включая двигатели, произведены в США. И если Штаты точно так же откажутся их обслуживать, у нас встанет практически весь авиапарк гражданских самолетов. Сейчас количество «иностранцев» в нем – порядка 750 самолетов.
Если их по техническим причинам «хозяева» остановят, то летать мы не сможем уже никуда. Не только за границы нашей «великой авиационной державы», но и по стране. И помочь будет совсем некому.
В былые времена не мы, так хоть белорусы могли бы купить самолеты на Украине. Но теперь и там их больше не делают. Опять же – американцы постарались. Как только подмяли «Киевскую Русь», сразу поспешили уничтожить лучшую в недавнем прошлом авиастроительную фирму «Антонов».
У нас в России во всех критических ситуациях обычно принято за помощью обращаться к военным – к примеру, срочно строить ковидные госпитали или возводить в половодье мосты. Но тут даже военные помочь не смогут. Авиапассажиров ведь на истребители и бомбардировщики не посадишь. Разве что военные транспортники вместо Boeing пустить на линии? Да и то лишь на близкие расстояния, так как там нет оборудованных туалетов.
Хочется в очередной раз напомнить тем, кто на протяжении последних десятилетий, пресмыкаясь перед западными авиаконцернами, активно уничтожал собственный российский авиапром, слова Тараса Бульбы из повести Гоголя: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
…Сыну Тараса Бульбы не помогли. Может, хоть теперь нашим чиновникам американские «ляхи» помогут, наконец, понять: до тех пор, пока Россия в авиации будет полностью зависеть от США, с ней в любой момент смогут поступить так же, как сейчас это сделали с Белоруссией.
Справка «МК»
На начало 2017 года парк воздушных судов российской гражданской авиации насчитывал 579 магистральных самолетов. Из них 494 самолета – иностранного производства. Спустя 4 года, на 1 января 2021 года, коммерческий парк самолетов в России насчитывал 997 воздушных судов. При этом численность самолетов зарубежного производства с 2017 года выросла на 25%, с 582 единиц до 745. В сегменте магистральных пассажирских самолетов доля «иностранцев» – 82%. По данным Росавиации, из 997 воздушных судов 725 самолетов зарегистрировано на Бермудах и в Ирландии.