За первый квартал текущего года госдолг вырос на 741,29 млрд рублей, а за весь прошлый год – на 39,9%, до 18,99 трлн рублей. К 1 апреля 2020-го он составлял 14,5 трлн рублей, сообщила в своем докладе Счетная палата. Тут есть над чем задуматься.
Госдолг, напомним, — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами. Как и любые кредиты, его нужно обслуживать – выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга. На протяжении многих лет российская долговая политика отличалась предельной консервативностью. Отношение госдолга к ВВП остается одним из самых низких в мире (до 2020 года – на уровне 13-14%, сегодня – 17%), и это - извечный предмет гордости для властей. В развитых подобное соотношение в среднем составляет 100% и более, в развивающихся – 55%.
В прошлом году долг большинства стран вырос, поскольку приходилось привлекать дополнительные средства для покрытия связанных с пандемией расходов. Россия не стала исключением. Тем более, что федеральная казна нуждалась в финансировании дефицита, возникшего вследствие коронакризиса, сопутствующих ограничений экономической деятельности, фискальных мер поддержки населения и бизнеса, а также обвала нефтяных цен весной 2020-го.
С одной стороны, отношение государственного долга к ВВП у нас одно из самых комфортных в мире. Например, в США это почти равнозначные величины, а в Японии госдолг более чем в два раза превышает ВВП, - рассказывает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. – И, на первый взгляд, у нас есть пространство для дальнейшего маневра и наращивания объемов госзаимствований».
Но существует одна серьезная опасность. По мере увеличения госдолга, растут и расходы бюджета, направленные на его обслуживание, погашение. Соответственно, приходится недофинансировать какие-то другие направления, прежде всего, - социальные статьи, трансферты и кредиты регионам. Страдает и экономика в целом, из которой, по сути, изымаются финансовые ресурсы в виде закупаемых банками (при активной поддержке государства) облигаций федерального займа (ОФЗ). Чем выше госдолг, тем слабее инвестируется корпоративный сектор, тем меньше шансов на ускорение ВВП, снижение доли государственного присутствия в ней, радикальное обновление условий ведения бизнеса. Экономика получает дополнительное мощное обременение, поясняет Масленников.
«Рассуждая о величине российского госдолга, власти нередко сопоставляют ее с показателями в других странах. Но дело в том, что экономическая ситуация и уровень развития у нас и, скажем, в Японии, абсолютно разные, - говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. – Да, у японцев экстремально высокое процентное отношение госдолга к ВВП (около 250%, по данным МВФ - «МК»), но покрывать его им абсолютно несложно, а для России, как развивающейся страны, эта цифра была бы фатальной».
Надо смотреть не на абсолютную величину, а на динамику, которая вызывает беспокойство. Прирост госдолга на 40% за один прошлый год, даже со всеми поправками на фактор пандемии, – это очень много, отмечает Николаев. По его словам, если процесс будет идти такими темпами, то мы рискуем догнать и перегнать рано или поздно ту же Японию. При этом, тратя все больше ресурсов на обслуживание долга, придется любой ценой балансировать бюджет. А значит, - недоплачивать врачам и учителям, обделять регионы в трансфертах и кредитах, недоинвестировать какие-то проекты, в том числе социальные.