Если выразить ожидания в двух словах, то рубль вступает в лето бодрячком. Завершившийся май точно можно записать в его актив. Отечественная валюта в целом оставалась стабильной, а дальше возможно и ее укрепление. Оснований для такой оценки хоть отбавляй. Можно патриотично начать с того, что российская экономика, по оценке Минэкономразвития, восстанавливается быстрее ожиданий.
Но стоит уточнить, что один из «моторов» восстановления — рост спроса на нефть и другое российское сырье на мировых рынках. А в основе роста — надежды на избавление от вирусной угрозы прежде всего в развитых странах и Китае, крупнейших покупателях отечественного сырья. Здесь же сразу становится видно, на чем можно поскользнуться. Если накатит очередная вирусная волна, картина резко поменяется. Но пока, на начало лета, ожидания позитивные — в развитых странах темпы вакцинации существенно обгоняют российские.
Что же касается рубля, то восстановление экономики — фактор его укрепления, а уж про рост спроса на нефть и говорить нечего. Пока цены на нефть, если отойти от сиюминутных колебаний, в целом на подъеме.
Есть еще один важнейший фактор, поддерживающий рубль. Это та самая геополитика, от которой еще недавно было нечего ждать, кроме давления на рубль в виде санкций или угрозы их расширения. Теперь, во всяком случае в диапазоне ближайших месяцев, геополитические бури возвращаться не собираются. Наоборот, названа дата встречи президентов России и США, есть принципиальное согласие Москвы и Киева на проведение саммита. Пусть никаких «коренных переломов» на этих переговорах не последует, но сам факт подготовки их проведения — очевидный позитив. А значит, рубль, хотя бы временно, избавляется от уже привычного пресса геополитики. Перед ним открываются перспективы укрепления.
Есть факторы калибром поменьше, но той же направленности. Среди них, например, такой, как состояние российского бюджета. В апреле он был сведен с профицитом. Этот факт можно оценивать как недополучение экономики поддержки со стороны госрасходов. Но налицо хотя бы отсутствие заинтересованности в таком инструменте увеличения госдоходов, как игры на понижение курса рубля, в результате чего рублевые экспортные доходы федерального бюджета повышаются.
Так что же, на валютном горизонте вовсе нет туч? Есть, и в том числе довольно любопытные. Эксперты Райффайзенбанка, например, отмечают, что «не в пользу рубля» намечаемая на лето дальнейшая либерализация валютного контроля в виде смягчения ограничений по возврату валютной выручки для части экспортеров. В Госдуму направлен законопроект об отмене обязательной репатриации валютной выручки для компаний, работающих в сфере несырьевого неэнергетического экспорта. Но это тот случай, когда поддержка несырьевого экспорта «стоит мессы».
Предлетний фон некоторым экспертам внушил и вовсе ура-оптимизм. Так, ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич не исключает, что «через несколько лет» курс доллара вернется к отметке в 60 рублей. «Через несколько лет» на валютном рынке и в самом деле может многое произойти. Но есть мощный фактор, способный избавить от розовых очков. На рынках все громче звучат оценки того, когда же ФРС США начнет крутить руль своей денежно-кредитной политики в сторону ее ужесточения. Сомневающихся в том, что этот момент приближается, все меньше. А этот поворот чреват долговыми кризисами и массированным оттоком капиталов с рынков развивающихся стран, включая Россию, что неминуемо приведет к падению курса рубля. Так что рубль уходит в ограниченный по времени отпуск. Этим стоит воспользоваться, чтобы прикупить валюту в личные стабилизационные фонды, если, конечно, есть свободные деньги.