Мнение о возможности отключения нашей страны от SWIFT глава российской дипломатии высказал после встречи со своим португальским коллегой Аугушту Сантуш Силвой. По словам Лаврова, Запад не раз доказывал свою ненадежность в качестве делового партнера, поэтому правительство и ЦБ уже готовят ответ на возможные неправомерные решения.
Разговоры о возможном «отключении» нашей страны от SWIFT начались несколько лет назад на фоне ситуации вокруг Крыма и Донбасса, и до последнего времени остаются одной из главных угроз Запада в отношении российской экономики. Насколько эта угроза серьезна?
Основанная почти полвека назад международная система передачи банковской информации о платежах SWIFT позволяет коммерческим организациям всего мира обмениваться данными о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной форме. Как объясняет финансовый аналитик Михаил Беляев, система не принимает участие в сделках, поскольку не занимается непосредственно денежными переводами и платежами. SWIFT представляет собой некий аналог коммуникационного канала, который в обычной жизни можно сравнить с электронной почтой, телефонной связью или интернет-мессенджерами. Только в SWIFT в роли рядовых абонентов и адресатов выступают коммерческие структуры. Система обеспечивает оперативную пересылку различных команд и извещений о совершаемых транзакциях, и главным образом задействована не в обычных торговых сделках, а при работе с основными инструментами фондового рынка — деривативами, фьючерсами и прочими.
На практике это выглядит следующим образом. Допустим, один из европейских банков собирается перевести средства контрагенту, офис которого находится в другом регионе мира. В сделке для удобства и сокращения числа различных трансферов и дополнительных технических опций используется третья площадка — сторонний банк, в котором как у отправителя, так и у получателя денег открыты счета. Именно ему отправитель дает поручение перечислить средства с одного счета на другой в рамках внутренней финансовой структуры. Контролем над оперативностью и точностью сообщений о всех стадиях сделки, а также уведомлением о совершении операции конечных получателей денег как раз и занимается SWIFT. Система проверяет и обрабатывает месседжи, подгоняя их под понятные всем контрагентам единые стандарты, а также шифрует и сохраняет данные о транзакции, гарантируя при этом полную конфиденциальность.
Услугами SWIFT, штаб-квартира которой расположена в Брюсселе, пользуются более 14 тысяч финансовых структур и корпораций из более чем 200 стран. К системе подключены около 400 российских банков, что позволяет нашей стране входить в тройку крупнейших клиентов SWIFT. Теоретически, эти финансовые организации и примут на себя основной удар в случае «отключения» России. «В первую очередь могут затормозиться международные расчеты, причем отдельным участникам рынка придется подбирать новых посредников, на которых не распространяются санкции», — предупреждает Беляев.
Рядовые клиенты российских банков, денежные переводы которых проводятся по внутренним межбанковским каналам, напрямую не пострадают от введения связанных со SWIFT ограничений, однако также могут ощутить на себе малоприятный эффект от последствий новой санкционной атаки Запада. «Хотя кризиса банковских платежей не предвидится, возникшие финансовые издержки банки могут нивелировать за счет увеличения кредитных ставок и роста стоимости всего спектра своих услуг», — считает доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова Елена Воронкова.
Между тем, России вполне по силам уберечь отечественные коммерческие организации и частные лица от связанных с отключением от SWIFT неприятностей путем внедрения альтернативная международной платежной системы. По мнению главы компании «Баланс-Платформа» Левана Назарова, за основу может быть взят уже существующая система передачи финансовых сообщений (СПФИ), которая начиная с 2014 года также обеспечивает информационную поддержку отечественных банков и контрагентов из стран СНГ. Интерес к российской системе уже проявляют бизнесмены из Китая, Турции и Ирана, причем, для исламского государства такая структура наиболее актуальна, поскольку Тегеран из-за санкций уже давно не может пользоваться услугами SWIFT.
Нынешний функционал СПФИ требует серьезной доработки и интеграции с свою структуру зарубежных банков, поскольку в своем нынешнем виде система не предполагает международных переводов. Модернизация и налаживание может занять два-три года, впрочем, сама SWIFT также заработала только через 4 года после своего создания. Россия может и подождать: во-первых, SWIFT — система платная, поэтому потеря крупного клиента в лице нашей страды обернется для нее заметными убытками. Во-вторых, как заявил Силва после встречи с Лавровым, решение об отключении от SWIFT должны предшествовать юридические обсуждения в ЕС. Есть надежда, что в Европе у нас найдется найдется немало союзников, способных встать на сторону России и сохранить максимально удобные деловые связи с нашей страной.