Напомним читателям, что в последние 5–6 лет с картофелем мы горя не знали. Все эти годы цена держалась на уровне 20–22 рублей за килограмм. Да что там последние годы? Еще в конце всем памятного 2020 года в супермаркетах он продавался по 22 рубля — очень приличного качества, правда, по акции.
Потом как отрезало. Картофель экономкласса, цены по 35–40 рублей, да и качество, как говорится, не первой свежести.
— Недавно в одном супермаркете увидела молодой картофель аж по 120 рублей за килограмм! — рассказывает покупательница. — На египетский или азербайджанский, откуда сейчас поставки, не похож. Упаковка российская, хотя на юге его еще нет. Мы всем гуртом рассматривали этот музейный экспонат и решили, что он все-таки российский, но никакой не молодой. Просто хорошо сохранился, а перед продажей его хорошо отмыли и подготовили… Куда идем? Какие цены будут дальше?
В общем, у кого есть свои сотки, лучше перестраховаться и посадить себе на пропитание. Кто знает, что год грядущий нам готовит?
В памятном 2015 году его было перепроизводство, 33 млн тонн, как с куста. Но тогда больше половины (26 млн тонн) вырастили частники: фермеры, личные подсобные хозяйства и дачники.
Сохраняется ли этот тренд в наше время?
Этот вопрос задаю в Картофельном союзе России.
— Увы, такой массовости в частном секторе в последние годы в России не отмечается, — говорит Татьяна Губина, руководитель аппарата Картофельного союза России. — По данным Росстата, наблюдается резкое сокращение производства «второго хлеба» у дачников и в ЛПХ. И эта тенденция продолжает сохраняться. Так что сегодня многое будет зависеть от крупных производителей.
— Не беда, наверняка фермеры оживятся, кинутся сажать картошку. При таких-то сегодняшних ценах!
— Не так это просто. Знаете, сколько нужно денег, чтобы вырастить один гектар? 200 тысяч рублей — и это только на выращивание. Но еще нужна и спецтехника, и овощехранилища… Просто так прыгать с одной культуры на другую себе дороже.
Конечно, можно рискнуть. Но тогда без хранилищ и спецоборудования свой урожай придется продавать сразу же, в сентябре, по самым низким ценам, когда пройдет урожай и цены рухнут. Мы приветствуем всех новых игроков на нашем рынке, которые приходят всерьез и надолго. Они предсказуемы, с ними можно иметь дело. А из шараханий в разные стороны ничего путного не выйдет.
— Кстати, какие цены на картофель ожидаются в сентябре, когда начнется уборка урожая? Мы разбаловались ценами по 20–22 рубля. Они вернутся, как в былые времена? На что нам рассчитывать?
— Сейчас сложно говорить, все будет зависеть от урожая. Вот здесь интересная арифметика. Предположим, что цены будут не 25 рублей за килограмм, как было в последние годы, а 50. Разница вроде бы большая, в два раза. Но давайте посмотрим.
По данным Росстата, человек за год в среднем съедает 54 кг картошки.
Получается, что за год он на нее потратит 2,5 тысячи рублей, а за месяц — около 200 рублей. Согласитесь, не очень много, чтобы постоянно варить борщи, супы и делать пюре. По многим продуктам на 200 рублей и килограмма не купишь. Зато при таких ценах наши картофелеводы смогут развивать свои производства.
— Намек понял: отныне и вовек «второй хлеб» дешевле 50 рублей не будет?
— Цены, повторяю, будут зависеть от урожая...
А урожай зависит от наличия семенного материала, его цены. Российской селекции семян для переработки на чипсы и картофель-фри практически нет, и приходится закупать иностранные, которые к тому же проходят сложную процедуру регистрации. В результате весь процесс сильно тормозится.
Картофельный союз призывает отечественных и зарубежных селекционеров в гости к ним.
Про то, кто будет собирать урожай, тактично не спрашиваю, тема эта для всех аграриев, особенно растениеводов, очень болезненная. Из-за нехватки рабочих рук крестьяне не смогли собрать весь урожай минувшей осенью, отчасти и по этой причине картофель оказался очень волатильным с начала года.
Да, сейчас небольшими группами трудовые мигранты прибывают в Россию. Но рассчитывать на некие рекорды, как, допустим, в 2015 году, не приходится.
Так что напрасно россияне совсем расслабились, уповая на селян. Придется им опять задуматься над тем, как обеспечивать себя «вторым хлебом» насущным.