Если говорить о запрете на экспорт калия, от санкций ЕС в большей степени может пострадать химическая промышленность Белоруссии. Несмотря на то, что в прошлом году экспортные поставки калийных удобрений из страны снизились на 12,8%, все равно эта статья доходов принесла Минску около $2,4 млрд. Это примерно 8,3% от всего экспорта белорусских товаров, который в 2020 году составил около $29 млрд.
Между тем львиная доля калия была поставлена не в Европу, а в Бразилию, Китай и Индию, потребители которых закупили белорусские удобрения на сумму почти в $1,15 млрд. В тоже время поставки удобрений в страны ЕС едва превысили $195,76 млн.
«Прошлый год Беларусь начинала без контрактов на поставку удобрений в Китай и Индию — они были заключены лишь в начале лета, — отмечает старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск) Вадим Иосуб. — В этом году экспортные соглашения продолжают действовать, причем, до последних событий Беларусь могла рассчитывать на рост поставок калия за рубеж».
Хотя экспорт химической продукции в Евросоюз на порядок уступает поставкам белорусских удобрений в другие страны, в руках европейцев остается весомый рычаг давления на Минск. «Большая часть калийных удобрений экспортируется Беларусью через морские порты стран Балтии. Поэтому ущерб от санкций во многом будет зависеть от того, коснется ли мораторий только поставок в страны ЕС или распространится и на транзит удобрений через территорию Старого Света в направлении основных импортеров. Если в первом случае Минск сможет пережить санкционную атаку Европы, то при реализации второго сценария ущерб для белорусской экономики будет невосполним», — отмечает эксперт.
Ситуация с возможным запретом на транзит российского газа через Белоруссию выглядит еще более запутанной. Участок трубопровода «Ямал - Европа», проходящий по территории этой страны, принадлежит «Газпрому». Информация о том, сколько Беларусь зарабатывает на транзите российского сырья крайне непрозрачна: монополия не выплачивает Минску непосредственно за транзит сырья, как это происходит в случае с Украиной, но, по косвенный данным, в виде иных отчислений белорусы получают около $350 млн в год.
По словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, желание наказать Минск за счет запрета транзита российского «голубого топлива» по белорусскому участку транснационального газопровода «Ямал - Европа» вызывает недоумение. «Поскольку этот отрезок принадлежит «Газпрому», то и основной удар будет нанесен нашей монополии. Ежегодно через Белоруссию в Европу поставляется около 33-35 млрд кубометров. У Евросоюза нет оснований требовать от «Газпрома» прекращения поставок по этому маршруту. В свою очередь, российская добывающая компания не обязана искать альтернативные каналы доставки сырья в страны Старого Света. Теоретически, «Газпром» может объявить форс-мажор по своим экспортным контрактам и перенаправить возможные претензии покупателей в тот европейский орган, который наложит мораторий на использование белорусской ветки трубопровода «Ямал - Европа», — считает эксперт.
В этом случае, расплачиваться за санкции придется отнюдь не Лукашенко, а европейским правительствам. Причем в наибольшей степени пострадают государства, открыто демонстрирующие свою антипатию по отношению к России. Экспортируемое «Газпромом» через Белоруссию сырье в основном предназначено покупателям из Польши и Литвы, которые за счет российского «голубого топлива» обеспечивают большую часть своего энергобаланса. Оборвав поставки из России, Варшава и Вильнюс окажутся в крайне затруднительном положении, так как замену им придется искать на европейском рынке, который в настоящее время и сам испытывает дефицит углеводородов.
В течение последних пяти лет уровень заполнения подземных хранилищ Старого Света отставал от нормативов примерно на 15%, а в конце мая этого года европейские запасы поставили антирекорд, снизившись до 35% или до самого минимального объема за историю подсчетов. При сохранении нынешних темпов закачки к 20 октября, когда наступит время отбора газа для использования в осенне-зимний период, дефицит «голубого топлива» в европейских «подземках» превысит 20%, а с учетом возможного отключения белорусской газотранспортной сети может оказаться еще больше. «Предъявляя санкции Минску, европейские дипломаты рискуют наступить на собственные грабли и поставить участников Евросоюза на грань топливного голодания», — резюмирует Гривач.