Исполнение чиновниками поручения Путина помочь неполным семьям вызвало вопросы

Получить пособия смогут только фактически нищие россияне

Владимир Путин подписал очень важный закон — о мерах поддержки семей с детьми. В нем говорится о тех самых новых выплатах, о которых глава государства объявил в ходе послания Федеральному собранию 11 мая. Весьма солидные пособия предназначены неполным семьям с детьми от 8 до 17 лет — половина детского прожиточного минимума, примерно по 5650 рублей в месяц. 

Получить пособия смогут только фактически нищие россияне

Вы наивно полагали, уважаемые родители-одиночки, что теперь-то сможете залатать дыру в прохудившемся за пандемийный год семейном бюджете с помощью государства? Не тут-то было! Дело в том, что вы, хотя, возможно, и сами об этом  не подозреваете, слишком богаты, чтобы получать пособия. Хотите узнать больше - сразу советуем обратить внимание на пункт 13 проекта постановления кабмина во исполнение поручений президента: в нем как раз прописаны основания для отказа в назначении выплаты.

На первый взгляд все логично. Раз пособие, значит для бедных, для нуждающихся. Но как эту бедность будут оценивать? Вдова-москвичка с зарплатой 40 тысяч рублей, ребенком-подростком, которого надо натаскать на успешную сдачу ЕГЭ с помощью репетиторов и взятым на этих репетиторов кредитом тысяч эдак на сто - это бедность? «Разведенка», которая годами гоняется за бывшим мужем-алиментщиком, безуспешно штурмует кабинеты судебных приставов и тянет на себе двойню  — это нуждаемость? Если вспомнить речь главы государства перед парламентариями — да, безусловно. Ведь одинокий родитель вынужден и работать, и быть одновременно отцом, матерью, семейным лекарем, поваром и пекарем.

Но у разработчиков алгоритма выполнения поручений президента видение совсем иное. В основе решений — быть или не быть пособию — заложена так называемая комплексная оценка нуждаемости. Это когда смотрят не только на вашу зарплату, но еще и под коврик: вдруг у вас там заначка? А заодно и оценивают финансовое состояние ваших родственников.

Так вот, оснований для отказа в пункте 13 документа набралось аж от буквы «а» до «з». И под каждой буквой еще список причин, «почему нет». Самое первое основание, хоть и не радует, но хотя бы вопросов не вызывает: не дадут пособие семье, в которой среднедушевой доход превышает прожиточный минимум по региону проживания. Но читаем дальше — и вопросы появляются. 

Вот, к примеру, одно из таких неоднозначных оснований: «наличие автотранспортного средства с мощностью двигателя не менее 250 лошадиных сил, год выпуска которого не превышает 5 лет, за исключением автотранспортного средства, имеющего более 5 мест, полученного (приобретенного) семьей с 4 и более детьми».

С одной стороны, 250 «лошадей» - это мощный внедорожник. Какой бедняк себе такие покатушки может позволить? А теперь представим, что такая машина была в собственности семьи. Потом муж умирает – например, от коронавируса. Оставляет автомобиль в наследство жене. И вот она, вдова с ребенком на руках, без пособия, но с автомобилей на 250 лошадиных сил. Ну ладно, в конце концов, автомобиль покойного супруга можно и продать.

Но скользим взглядом чуть выше по документу и находим еще одного дьявола в деталях: «наличие имущества у заявителя и членов его семьи». При этом кто такие члены семьи, в самом проекте постановления не сказано. Но найти это определение можно в Семейном кодексе: «Членами семьи являются супруги, родители и дети». Супруга у родителя-одиночки нет, зато вполне могут быть живы-здоровы отец и мать. И вот если у них в собственности есть мощный автомобиль, - прощай, пособие. Пускай отношения с родителями из рук вон плохие и они вас на своей машине даже никогда до поликлиники не подвезут - их джип будет тянуться за вами, как призрак. 

Или вот другое основание — наличие двух и более строений, зарегистрированных как садовый дом. Что под этим понимать? Пара коттеджей на Рублевке или доставшиеся от прабабушек покосившиеся домишки без фундамента в каких-нибудь труднодоступных есенинских «зеленях стозвонных»?

В целом все основания для отказа в пособии, касающиеся имущества, укладываются в формулу «каждой твари по паре». Два жилых дома, два садовых дома, два гаража или машино-места, две нежилые постройки, кроме хозяйственно-бытовых. Все это тоже может быть в собственности как у самого одинокого родителя, так и членов его семьи. То есть по факту сам претендент на пособие может к родственному имуществу и доступа-то не иметь и быть бедным, как церковная мышь. Но о таком сценарии в документе ни слова. 

Не стоит питать иллюзий и тем, у кого есть вклад в банке. На что вы там копите — на образование ребенка или собственные похороны, не важно. Если доход от процентов за год превышает величину среднего по стране прожиточного минимума (11563 рубля), понятие нуждаемости от ваших богатств трещит по швам.

Зачем понадобились такие жесткие ограничения и почему бы не раздать пособия всем, кто волею судьбы вынужден растить ребенка в одиночку? Возможно, ответить поможет арифметика. По данным детского омбудсмена Анны Кузнецовой в России треть семей с детьми приходится на родителей-одиночек. Это примерно 5 миллионов «осколочных» семей — так их назвали ученые из Института демографии ВШЭ. Прожиточный минимум на детей в этом году по стране составляет 11303 рубля. Средний размер нового пособия  обозначен в 5650 рублей в месяц. Умножаем эту сумму на 5 миллионов. Получаем 28 млрд 250 млн рублей. Вот и получается — хотели как лучше, а потом взялись за калькулятор. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28547 от 28 мая 2021

Заголовок в газете: Бедность не порог

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру