Передовая команда специалистов «Объединенной энергостроительной корпорации» прибыла на Таймыр для организации работ. Суда ледового класса доставили сюда около 20 тысяч тонн грузов, включая тяжелую строительную технику, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи, а также материалы для обустройства промысловых городков. Разработанный ведущим проектным институтом страны ЛенморНИИпроект (при его участии построены или модернизированы практически все морские порты России: от Сахалина до Калининграда и от Новороссийска до Шпицбергена), проект терминала «Бухта Север» прошел все необходимые экспертизы. Следующим шагом станет возведение гидротехнических сооружений, объектов хранения материально-технических ресурсов и причалов на Енисейской губе.
Первую очередь порта планируют сдать в 2024 году. На этом этапе его грузооборот составит 30 млн тонн, а к 2030 году, после реализации второй и третьей очереди строительства, объем нефтеперевалки увеличится до 100 млн тонн. На сегодняшний день только два морских порта в России имеют грузооборот свыше 100 млн тонн – в Новороссийске на Черном море и новый порт Усть-Луга на Балтике. Доставку нефти за рубеж будут обеспечивать новейшие российские суда. На судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. В целом для реализации проекта «Восток Ойл» планируется построить 50 судов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения.
Проблемы мирового рынка
Благодаря проекту «Восток Ойл» и внушительным запасам природных ископаемых на Таймыре Россия сможет обеспечить себя нефтью и газом на несколько десятилетий. В этом смысле она находится в более выгодном положении, чем многие другие страны. На данный момент «Восток Ойл» - крупнейший проект не только отечественной, но и мировой нефтегазовой сферы. Ресурсная база - свыше 6 млрд тонн нефти с высокими качественными характеристиками.
«Для сравнения ресурсная база всей формации Permian, крупнейшего сланцевого региона в Соединенных Штатах – 6,3 млрд тонн, - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Причем плотность запасов там – 0,1 млн баррелей нефтяного эквивалента на км². В случае же с проектом «Восток-Ойл» показатель составляет 17 млн б.н.э. на км². Поэтому проект сверхпривлекателен для инвесторов. А ведь нефтегазовая отрасль сейчас явно недоинвестирована».
Мировой рынок черного золота действительно испытывает проблемы. Инвестиции не входящих в ОПЕК стран в 2020 году упали до самого низкого уровня за последние 15 лет, составив $311 млрд, гласит майский отчет ОПЕК. Рекорд 2014 года, когда в геологоразведку и разработку новых месторождений было вложено $718 млрд, выглядит недостижимым. Кроме того, согласно майскому прогнозу норвежской энергетической компании Rystad Energy AS, уже через 15 лет западные компании исчерпают все доказанные запасы нефти. В прошлом году группа крупнейших мейджоров потеряла 15% своих запасов. Из-за аномального падения спроса вследствие пандемии им приходится сокращать инвестиционные программы и останавливать реализацию своих проектов.
Шесть столпов глобального нефтяного рынка - ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, Total и Eni, - закончили прошлый год с колоссальными убытками. ExxonMobil потерял $20,1 млрд, Eni - $8,5 млрд, Total - $7,2 млрд, Royal Dutch Shell - $4 млрд, BP - $1 млрд и Chevron - $665 млн. По оценке британского издания Financial Times, в 2020 году из-за обвального падения цен на нефть добывающие активы крупнейших международных нефтекомпаний могли обесцениться на $900 млрд — почти на треть от их совокупной капитализации. А Forbes писал, что уже заморожены или приостановлены такие проекты как Bonga Southwest компании Shell, Bosi, Owowo West and Uge-Orso компании ExxonMobil и проект Шеврона — Nsiko на шельфе Нигерии.
По данным S&P Global Platts Analytics, основные нефтегазовые операторы сократили капитальные вложения в 2020 году в общей сложности на $106 млрд (минус 28%). Проблема в том, что новых масштабных проектов по добыче нефти в мире практически нет. Это грозит дефицитом на рынке углеводородов в обозримой перспективе, поскольку спрос будет расти, главным образом, со стороны динамично развивающихся азиатских государств.
«Способность генерировать прибыль в будущем зависит от объемов нефти и газа, которые компании способны продать, - считает Парул Чопра, вице-президент исследовательского подразделения Rystad Energy в области геологоразведки и добычи. - Если запасов недостаточно для поддержания добычи на соответствующем уровне, то возникнут сложности с финансированием проектов перехода к ВИЭ».
Наши конкурентные преимущества
В этих условиях масштабный проект «Роснефти» на севере Красноярского края предстает максимально привлекательным для зарубежных инвесторов. Всем очевидно, что «Восток Ойл» способен восполнить потенциальный дефицит на рынке черного золота. Кроме того, нефть здешних месторождений является легкой, малосернистой (содержит менее 0,05% серы) и по этим характеристикам превосходит сорта Brent и ESPO. Не говоря уже об основном отечественном экспортном сорте Urals, в котором серы 1,8%.
«Прогнозный уровень добычи и обширные конкурентные преимущества, такие как высокое качество нефти, близость к перспективным рынкам, синергия с судостроительным комплексом «Звезда» превращают проект в подлинный магнит для инвесторов», - рассуждает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
Важно, отмечает он, что в плане экологических норм «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. Хрупкая природа региона не пострадает. Удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойл» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, по новым месторождениям он обычно составляет порядка 50 кг.
Ко всему прочему, для энергоснабжения объектов «Восток Ойла» будет использована ветрогенерация и попутный нефтяной газ. По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, север Красноярского края – это уникальное место с точки зрения перспектив развития в России экономически эффективной ветрогенерации. Он сопоставим с такими регионами как север Англии или север Дании.
Конкурентным преимуществом проекта является близость к стратегическому транспортному коридору – Северному морскому пути. Это позволит поставлять сырье с месторождений «Восток Ойл» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация проекта обеспечит выполнение поставленных президентом России задач по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.
«Восток-Ойл» — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по Северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, - рассказывает директор Центра политической информации Алексей Мухин. - Добыча в рамках «Восток Ойл» – это не только буровые установки и промысловые объекты, это - морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса – сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создается с нуля, обеспечит крупными заказами российскую промышленность».
Проект предусматривает создание десятков тысяч дополнительных рабочих мест. Людям предстоит трудиться в условиях крайне сурового климата. Температуры на Таймыре нередко опускают до минус 60 градусов по Цельсию, порывы ветра достигают десятков метров в секунду. До недавних пор полуостров оставался преимущественно безлюдным, но скоро ситуация изменится кардинально.
В рамках реализации проекта планируется строительство электрогенерации мощностью 3,6 ГВт, трех аэродромов, двух морских терминалов, 15 промысловых городков, масштабное обновление речной инфраструктуры Енисея. Подписан долгосрочный контракт на поставку на Таймыр до 100 буровых установок отечественного производства. «Восток Ойл» даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дороги, судостроение.