Но если билеты куплены непосредственно у «Белавиа», то за возмещение ущерба придется серьезно побороться: денег на компенсацию у белорусов явно не хватит, а сроки выполнения обещания на перелет в аналогичном направлении, но только в будущем, рискуют растянуться на неопределенное время.
Запрет Евросоюза на полеты в воздушном пространстве Белоруссии и сотрудничество с «Белавиа» стал настоящим ударом по россиянам, пользующимся услугами государственного оператора, чтобы добраться в страны, на авиасообщения с которыми у России наложен мораторий. Не секрет, что из-за политических разногласий или в связи с пандемией коронавируса были прекращены перелеты из нашей страны в Грузию, Украину, Болгарию и другие государства. Чтобы все-таки посетить эти страны, россиянам приходилось подбирать альтернативные маршруты. Перелет через Белоруссию выглядел наиболее привлекательным, поскольку цены на билеты у «Белавиа» всегда были гораздо ниже, чем у других международных перевозчиков. После того, как Европа «забанила» авиасообщения с попавшей в опалу республикой, сэкономить уже вряд ли получится. Более того, вернуть деньги за уже купленные билеты окажется крайне затруднительно, а, может даже и невозможно.
По словам руководителя интернет-портала Avia.ru Романа Гусарова, отечественных туристов, до последнего времени использовавших Белоруссию в качестве транзитного хаба для перелетов в страны, прямое авиасообщение с которыми из России пока закрыто, можно поделить на две категории. В первую входят люди, которые оформили поездку как до Минска, так и в закрытые государства единым билетом у российских операторов. Наши компании привлекают борта «Белавиа» в рамках партнерского соглашения. Именно российские перевозчики в таком случае несут ответственность за несоблюдение договора на свои услуги, поэтому к ним и нужно будет обращаться за компенсацией. Маловероятно, что отечественные авиакомпании откажут своим соотечественникам в возврате денег, поскольку это грозит многочисленными исками и способно негативно повлиять на имидж оператора.
Второй категории российских туристов повезло в меньшей степени. Если они заключали соглашения на перелет и до Минска, и до конечной точки маршрута с «Белавиа», то и требовать возмещения ущерба им придется с белорусского перевозчика. «Объем такого пассажиропотока подсчитать довольно сложно — нужно будет запрашивать данные из Минска, который сейчас явно не настроен предоставлять подобную информацию. Тем не менее, можно сказать наверняка: если все пострадавшие россияне одновременно обратятся к белорусам с таким запросом, у «Белавиа» вряд ли хватит свободных средств на выплату компенсации и зарезервировавшие билеты по такому маршруту россияне рискуют остаться как говорится в «пролете».
«Как вариант, белорусская компания может предоставить российским клиентам ваучеры, в которых пообещает гарантировать перелет по заказанному маршруту в будущем — после отмены ограничений. Аналогичные свидетельства выдавали немецкие авиаперезозчики, когда началась пандемия коронавируса и был объявлен всеобщий карантин. Однако в случае с Белоруссией, санкции в отношении которой только объявлены, ждать новых билетов, равно как и возмещения ущерба, придется довольно долго: все будет зависеть от прагматичности Европы, компании которой также страдают от запрета использования белорусского воздушного пространства. Возможно, ограничения продлятся до конца лета, а возможно и затянутся на неопределенный срок. В таком случае не исключено, что российским туристам, заказавшим перелет у «Белавиа», придется проститься со своими деньгами», — предупреждает эксперт.
Читайте также: "ЕС накажет Лукашенко крайне вяло: слишком повязаны"