Министр транспорта Литвы Мариус Скуодис заявил, что польская авиакомпания LOT, венгерская Wizz Air и латвийская AirBaltic добровольно избегают воздушного пространства Белоруссии. Великобритания отказалась принимать рейсы белорусской авиакомпании «Белавия» и рекомендовала своим перевозчикам облетать страну. Украина полностью прекратила авиасообщение с РБ.
Авиаэксперт Роман Гусаров считает, что к санкциям могут присоединиться и другие страны и авиакомпании: «Через Белоруссию летают самолеты в Россию и дальше в Азию. Если европейские страны примут решение не летать через территорию РБ, то им придется облетать ее. Сейчас авиасообщение не интенсивное, но если оно восстановится – авиакомпании получат серьезный удар. Скорее всего, они также примут решение не принимать самолеты «Белавия» у себя. И они могут решить (как Литва уже) не принимать у себя самолеты, которые летели через белорусскую территорию – это коснется российских авиакомпаний. Из России таким образом летали в Восточную и Западную Европу. У «Белавия» останется направление в Россию и дальше на Восток».
В последние годы Минск стал крупным транспортным узлом в Европе. Этот статус столица рискует потерять, считает наш собеседник.
«Для авиакомпаний облет Белорусии означает огромные потери. Облет – это не только дополнительный керосин, но и оплата рабочего времени, износ техники. Особенно это отразится на странах-соседях. Облететь Белоруссию, если ты летишь в Германию из России, еще нормально. А если летишь в Польшу, то нужно лететь фактически по кругу. Полеты на юг Европы, например, из Риги в Стамбул, проходили через Белоруссию, Украину и Черное море: теперь этот маршрут будет закрыт», - говорит Гусаров.
Самой Белоруссии авиационный бан также сулит большие денежные потери. «Беларусь – основной канал для полетов российских авиакомпаний в Восточную и Западную Европу и рейсов оттуда в Россию и дальше. Пролетая через территорию РБ, авиакомпании платили ей за навигационное обслуживание – этих доходов не будет, - прогнозирует эксперт, - Но значительнее тяжелее для Минска – потеря собственной авиакомпании и сотен рабочих мест. Отрасль, которая развивалась достаточно активно, придется сворачивать. Это создаст дополнительное социальное напряжение».