Конечно, было и официальное объяснение – простое и понятное, как кот Шредингера: Росстат сказал, что ему нужно дополнительное время, чтобы уточнить некоторые компоненты доходов. Видимо, без этих компонентов было не понятно – живы доходы или уже умерли. Но вот положенные восторги после Послания утихли и цифры появились. Цифры, противоречащие оптимизму властей: правительство, например, спрогнозировало рост доходов населения в 2021 году на 3 процента.
Поэтому Владимир Владимирович обошелся в Послании туманной, а потому универсальной формулировкой: «Реальные располагаемые доходы граждан обязательно будут восстановлены, и мы дальше пойдем, но этого еще не произошло». В разных вариациях он ей обходится, начиная с 2013 года – это был последний год, когда реальные располагаемые доходы у нас росли, а не падали.
Обрушение располагаемого дохода на четверть экономисты растолковывают вроде бы очевидными вещами – перед новым годом были прямые выплаты (помните новогодние «путинские» подарки), а в первом квартале были длинные каникулы. Но пойдем от обратного – получается, что в четвертом квартале прошлого года мы были богаче на четверть. И вот чтобы так резко скакнул уровень дохода, государству понадобилось выплатить семьям с детьми по 5 тысяч рублей. Так какой же реальный уровень доходов населения, сколько у нас в реальности бедных, если несчастные 5 000 так вытаскивают статистику? Вряд ли узнаем. Потому что в Минэкономразвития считают, что изменения в подсчеты Росстата, которые позволили повысить данные по росту доходов в 2018-м и 2019 годах, недостаточны. Глава министерства Максим Решетников указал, что следует улучшить процесс сбора данных, чтобы сделать статистику более достоверной.
Вот, исходя из этой более достоверной статистики, у нас растет промышленное производство, сельское хозяйство бьет рекорды. По урожаю гречки, которой, говорят недостаточно уродилось и поэтому она дорожает, побило рекорд – не пытайтесь понять, как это. Пенсии повышают на уровень инфляции. Она, кстати, инфляция – тоже официально невысокая. Зарплаты, сообщают, где-то и у кого-то растут (кто все эти люди?) Налоговая система у нас стабильна – налог в 13% является константой и никуда не двигается. Так почему же при всей этой благости и красоте мы становимся всё беднее? Почему падают реальные располагаемые доходы населения?
Есть простой поверхностный ответ – он прямо перед глазами, в списках Форбс, в отчетах корпораций о выплатах рекордных дивидендов акционерам. Нашу общую сторублевку все время перетягивают туда, наверх, в элитные пентхаусы. Раньше было 90 рублей – туда, 10 – народу. Теперь 95 – туда, 5 – народу.
Чтобы понять, с чего это так, надо вспомнить, какой праздник у нас был 1 мая. Это был день солидарности трудящихся. Или, по дедушке Ленину, праздник рабочих, которые в этот день праздновали «своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества». В труде был смысл. Был смысл, чтобы понедельник начинался в субботу: «Потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости». А сейчас труд обесценен. В цене лишь заработок.
Вашу сторублевку у вас так и будут вытягивать, оставляя лишь копейки, чтобы не сдохли. До тех пор, пока 1 мая будет оставаться только началом дачного сезона.
С дачным сезоном, кстати, тоже проблема. Лопаты и грабли в апреле подорожали в России почти на четверть. Средний чек на покупку лопаты составил 402 рубля (+23% по сравнению с апрелем 2020 г). Грабли стоят в среднем 250 рублей (+22%). Садовая метла подорожала на 18% и сейчас стоит 253 рубля.
Интересно, что с топорами? Молчит Русь, не дает ответа.