Согласно тексту протокола недавнего совещания у вице-премьера Александра Новака, бензин решено включить в число товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка и в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Этот стратегический список был установлен правительством в декабре 2007 года, когда в России быстро дорожали базовые продовольственные товары — хлеб, крупы, молочная продукция, растительное масло.
Теперь дело дошло и до бензина. Между тем еще 21 апреля Новак заявил, что эмбарго пока вводить не планируется: «Мера нужная в периоды, когда могут быть проблемы с балансом, не в течение года, а когда весенне-полевые работы, осенне-полевые работы, растет спрос и когда заводы на ремонт становятся».
В марте розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 увеличились в среднем на 1,1% по сравнению с февралем, а в годовом выражении — на 5,2%, подсчитал Росстат. А Минэнерго, в свою очередь, сообщило, что справедливая цена марки АИ-92 без государственного демпферного механизма составляет 50,08 рубля за литр. А без демпфера (призванного защищать рынок от скачков цен), соответственно, 44,89 рубля. С 1 мая, напомним, индикативная цена бензина в формуле демпфера будет снижена с 4 тысяч рублей за тонну по сравнению с действующей ставкой. Как сказано в совместном заявлении Минфина и Минэнерго, это позволит улучшить экономику нефтепереработки и удержать динамику цен в пределах инфляции.
Ограничение на экспорт отрицательно скажется на рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, которые регулярно поставляют значительные объемы бензина в Европу. И тогда у них могут возникнуть претензии к новым параметрам топливного демпфера, мол, снижайте базовую цену еще больше, рассуждает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Более того, по его словам, сразу изменится структура экспорта нефтепродуктов: НПЗ начнут активно торговать нафтой, летучей, легковоспламеняющейся жидкостью, получаемой на первой стадии перегонки сырой нефти. В итоге объем выпуска моторного топлива для внутреннего рынка резко упадет.
Судя по всему, отмечает собеседник «МК», власти пытаются предупредить и смягчить нарастающие в обществе опасения, связанные с динамикой потребительских цен на бензин, который как никогда востребован в период майских праздников и летних внутренних турпоездок. Проблема в том, что запрет на экспорт относится к чисто директивным шагам, которые, как и в случае с заморозкой стоимости продуктов, дают лишь краткосрочный эффект. Например, в апреле сахар-песок и подсолнечное масло вновь стали дорожать, хотя соглашения о стабилизации цен на эти товары продлены, соответственно, до 1 июня и 1 октября 2021 года. Кстати, механизм демпфера — из того же ряда. Он возник как компромиссная мера в условиях, когда налоговый маневр в сфере нефтепереработки не реализовался в полной мере. В конечном итоге, резюмирует Масленников, стоимость бензина упирается в неэффективное налогообложение нефтяной отрасли. «Вот где корень зла. Чего вы хотите, когда у вас 80% цены составляют всевозможные налоги?» — восклицает наш собеседник.
Правительство уже однажды предлагало ограничить экспорт бензина — в 2018 году. Тогда оно также опасалось серьезного роста цен в период весеннего сельскохозяйственного сезона, напоминает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его словам, ситуация практически зеркальная: из-за ценовой конъюнктуры производителям выгодно продавать топливо за рубеж, а в стране на фоне ожидаемого дефицита оно дорожает. Процесс идет уже более 20 недель подряд, что не может не беспокоить российское руководство. Но, похоже, все ограничится внесением бензина в перечень особых товаров: запрет (или ограничение) на экспорт маловероятен, поскольку НПЗ направляют на внутренний рынок более 80% своей продукции.
Зачем же тогда понадобилось вешать новый дамоклов меч запрета над бензином? По мнению Деева, государство рассматривает все сценарии и риски, включая дальнейший рост курса доллара и евро из-за новых санкций. Предложение ввести эмбарго на поставки топлива за рубеж связано с тем, чтобы в период плановой остановки НПЗ (обычно это происходит в мае-июне, когда предприятия проходят техосмотр) не допустить недостатка бензина на АЗС. Убытки НПЗ властям не нужны абсолютно — от их экономических показателей зависят налоговые поступления в бюджет.