Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Повышение ключевой ставки второй раз подряд вполне оправдано. Регулятору необходимо бороться с инфляцией, которая, согласно данным Росстата, в марте ускорилась с 5,67% до 5,79% в годовом исчислении. Такой уровень гораздо выше установленного экономическим блоком страны таргета (целевого ориентира) в 4%. Естественно, решение ЦБ отразится на ставках по депозитам, что окажется на руку вкладчикам отечественных финансовых учреждений – правда, нанесет ущерб потенциальным заемщикам, проценты по кредитам для которых также повысятся.
Между тем для большинства населения решение ЦБ относительно ставки сулит не сиюминутные, а долгосрочные проблемы. Рост ставки повышает и волатильность курса рубля. Россия накопила достаточно средств для покрытия возможного дефицита бюджета федерального бюджета, однако обострение геополитической обстановки, особенно в отношениях с США по поводу Украины, способно подорвать веру как зарубежных, так и отечественных инвесторов в крепкий рубль. Вкупе с повышением ставки это может поднять доллара с нынешних 76 до 80 рублей».
Михаил БЕЛЯЕВ, финансовый аналитик, кандидат экономических наук:
«Повышение ключевой ставки ЦБ скорее служит системным, а не прогрессивным решением. Так написано в экономических учебниках: растут внутренние цены в стране – значит, стоит повышать ставки на кредиты, по которым население приобретает дополнительные товары. Однако роста экономики не происходит. Увеличиваются процентные отчисления для коммерческих компаний, которым все сложнее будет надеяться на кредиты для развития бизнеса. Между тем в таких странах, как Япония и США, в прошлом году были введены отрицательные ставки по кредитам, чтобы инвесторы не оставляли доходы в своей «копилке», а имели шанс на продвижение бизнеса.
Однако российским предпринимателям абсолютно наплевать, насколько вырастет инфляция – на 4% или на 6%. Конечно, они будут ориентироваться на официальные показатели, позволяющие повысить цены на установленную государством планку. Вместе с тем торговцы могут прибавить к обозначенному государством уровню инфляции еще 1-2%, ссылаясь на рост транспортных и инфраструктурных расходов, – поймать каждого из них на подобных ухищрениях практически невозможно. В свою очередь, рядовому потребителю повышение ставок нанесет ущерб: взять кредит окажется сложнее, а продолжающееся падение реальных доходов не позволит справиться с продуктовой инфляцией, которая сейчас вдвое опережает среднюю по стране».
Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:
«Выданный ЦБ «мандат» на повышение ключевой ставки включает обеспечение финансовой стабильности и предотвращение избыточной инфляции. Ее целевой уровень определен 4% в год. Более высокий рубеж негативно отражается на экономике и будет препятствовать поступлению инвестиций в экономику, что еще сильнее подорвет материальное положение населения и девальвирует рубль. В марте инфляция составила 5,79% в годовом исчислении. Еще 2,5% добавилось в апреле – по отношению к началу года рост потребительских цен можно оценивать почти в 8,5% годовых. То есть более чем в два раза выше, чем целевой уровень. Выполняя свои задачи, ЦБ, поднимает ключевую ставку и, очевидно, будет также действовать и дальше. Ставка должна со временем обогнать инфляцию и «стать у нее на дороге».
Вместе с тем повышение ставки делает российскую валюту дороже: деньги сложнее получить, что препятствует росту цен. Удорожание кредитов снижает рентабельность бизнеса, вложений капитала, а также инвестиционный и потребительский спрос. Поэтому увеличение ставки хоть и ограничивает инфляцию, но в то же время подрывает стимулы и возможности экономического роста. ЦБ вынужден идти на такие шаги. Ведь если не обуздать рост цен, он может стать неконтролируемым, и это повредит экономике не меньше, чем удорожание кредитов.
Как правило, процентные ставки по депозитам повторяют изменения ключевой ставки ЦБ на адекватную величину, но с лагом в несколько месяцев: если на счете лежит 100 тыс. рублей, а ставка повышается на 0,5% годовых, то за год доход «набежит» дополнительно на 500 рублей. Насколько это ему выгодно – каждый вкладчик должен оценить сам».