В утвержденном властями перечне социальных продуктов находятся 24 наименования. Средневзвешенный рост цен на них в марте 2021 года составил 15,6% (по сравнению с мартом 2020-го). Эти данные содержатся в обзоре компании Finexpertiza. То есть самые покупаемые, «народные» продукты дорожают темпами, практически в три раза превосходящими официальную инфляцию (5,8%).
А если вглядеться в статистику повнимательнее, то и вовсе волосы встают дыбом. Судите сами: исследователи выяснили, что за год картофель подорожал на 58,9%, морковь – на 47,6%, сахар – на 44,7%, яйца – на 32,3%, гречневая крупа – на 34,8%, подсолнечное масло – на 26,9%. Снизились цены в среднем только на белокочанную капусту и пшено, но здесь динамика очень сильно зависела от регионов. Если в одних стоимость капусты падала на 30%, то в других – росла на 33,7%.
В целом продовольственная инфляция оказалась выше в небогатых регионах, таких, как Пензенская и Рязанская области, Кабардино-Балкария, Чувашия. Их жители, как показало исследование, тратят существенную долю семейного бюджета исключительно на еду, причем самую незатейливую, без излишеств.
Ситуация с аномальной продуктовой инфляцией обусловлена массой взаимосвязанных факторов. В их числе: увеличение издержек аграрных комплексов, снижение производства сельскохозяйственной продукции, подорожание зерна на мировых рынках (влияет на стоимость кормов), слабеющий рубль, из-за которого цены на импортное оборудование и сырье постоянно идут вверх. Власти проблему видят, и пытаются с ней бороться — пока, в основном, административными мерами, типа замораживания цен. Однако, как поясняет президент Finexpertiza Елена Трубникова, попытки государства ввести административное регулирование цен ведет к двум вещам – либо потребитель столкнется с более высокими ценниками на другие товары, либо у российских предприятий упадет производственный потенциал.
Между тем, президент Владимир Путин в ходе своего Послания 21 апреля призвал не допустить ситуации конца 1980-х и начала 1990-х годов, когда меры госрегулирования обернулись пустыми магазинными полками, тотальным продовольственным дефицитом. «Неотложные решения, конечно, приняты. Никто не говорит, что мы директивы на цены будем устанавливать, не надо тень на плетень наводить, есть рыночные механизмы регулирования цен, нужно их использовать», - заявил глава государства.
В реальности в России уже утвердилась практика директивного регулирования цен на продукты. Взять хотя бы декабрьское соглашение между правительством, производителями и торговыми сетями о фиксации отпускных цен на подсолнечное масло и сахар-песок, рассуждает доктор экономических наук Игорь Николаев. Из этой же области, по его словам, - проводимые Федеральной антимонопольной службой (ФАС) внеплановые проверки крупнейших производителей куриных яиц и мяса птицы, на предмет «возможного необоснованного повышения цен». Собеседник «МК» связывает высокую продовольственную инфляцию со слабой конкуренцией на аграрном рынке страны, с российским эмбарго на ввоз товаров из ЕС, с неэффективностью регулирования тарифов естественных монополий. Ко всему прочему, на себестоимость тепличных овощей (закрытого грунта) могли повлиять зимние морозы и снегопады. Ведь холодная погода увеличивает энергопотребление.
Чтобы вернуть ситуацию в нормальное русло, надо, по словам Николаева, в первую очередь отменить введенную в декабре новую норму: по ней регулируемые тарифы устанавливаются в том случае, если в течение 60 календарных дней цены увеличиваются на 10% и более. Прежним правилом, которое полностью устраивало рынок, был предусмотрен рост цен на 30% и более в течение месяца.
Государство не должно обещать, что сдержит цены на все, этого еще никому не удавалось в рыночной экономике. Россия – страна с необъятной территорией, причем у каждого региона своя специфика: разный климат, разные почвы, разное финансовое положение. Меры административного регулирования показали свою неэффективность во всем мире, а в наших условиях они и подавно не работают, говорит главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
Читайте материал «Дали денег на бедность - отдавать не надо»: малоизвестная система соцконтрактов»