Диалог о внедрении дополнительных финансовых инструментов, как сказал Путин, уже много лет ведется между деловым сообществом и правительственными ведомствами. «Мы вправе рассчитывать, что механизмы поддержки бизнеса принесут главный результат — то, что называется трансформацией прибыли в инвестиции, в развитие», — заявил глава государства. По его словам, в настоящее время «кто-то выводит дивиденды» (то есть откладывает доходы в копилку либо распределяет прибыль между акционерами), однако правительство будет «поощрять тех, кто вкладывает». Причем если первые рискуют столкнуться с «донастройкой налогового законодательства», то вторые способны рассчитывать на государственное поощрение.
Сигнал, посылаемый главой государства, вполне очевиден: если кто-то в это трудное время решит положить деньги в свой карман — к нему придут фискалы, а если направит их на развитие бизнеса — государство его поддержит.
«Можно предположить, что президент хотел бы видеть, достаточно ли высокая доля от полученной крупными предприятиями выручки будет направлена на развитие, а также насколько «капитаны» бизнеса заинтересованы размещать часть прибыли в реальные производства», — полагает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. По его словам, федеральная казна получает наибольшие отчисления от так называемых «дивидендных аристократов», к числу которых относятся как государственные компании, например, «Россети» или «Роснефть», так и частные компании — ЛУКОЙЛ, «Новатэк», «Норникель», НЛМК. Эти структуры обеспечивают львиную долю внешнего товарооборота России, который в прошлом году сократился на 15%, до $567 млрд. Большая часть экспорта пришлась на минеральные ресурсы, химию, металлы и драгоценности. Очевидно, что именно эти отрасли, а также другие добывающие и перерабатывающие сырье экспортные предприятия как раз и получат в 2021 году рекордную массу рублевой прибыли.
Вместе с тем дивидендные отчисления в бюджет страны со стороны государственных структур оказались, естественно, выше, нежели от частных предпринимателей: например, «Роснефть» за 2019 год направила на выплату дивидендов более 190 млрд рублей (общая сумма дивидендных выплат за прошлый год будет определена в конце апреля 2021 года). В свою очередь, тот же ЛУКОЙЛ по итогам 2020 года получил операционный денежный поток в размере 776 млрд рублей. После вычета капитальных затрат, арендных выплат и кредитных процентов его дивидендная база составила примерно 180 млрд. «Из них нефтяная компания выплатит своим акционерам в виде дивидендов около 6,5%, однако ЛУКОЙЛ — частная компания, и от нее государство может рассчитывать не на долю в дивидендах, а на налоги», — отмечает эксперт.
Впрочем, на этот раз добиться финансового прогресса от частного сектора, возможно, окажется несколько легче, чем годом ранее. Большинство экспертов прогнозируют постепенное восстановление мировой экономики, которым способны воспользоваться российские экспортеры. По данным исследования консалтинговой сети FinExpertiza, в 2020 году выручка среднего и крупного российского бизнеса упала почти на четверть, что стало антирекордом за последние 12 лет. В этом году существует надежда, что доходы экспортеров окажутся выше на 20–30%.
По словам директора Института социальных исследований и развития гражданских инициатив Максима Петунина, президент дал понять, что ответственность за использование полученной прибыли будут нести компании преимущественно с государственным участием. «Вероятно, оценка их деятельности будет производиться с учетом вложений в развитие национальной экономики, отечественного производства и инфраструктурных проектов. В условиях повышения социальной нагрузки и сокращения внешний инвестиций правительству придется уделять повышенное внимание расходованию средств государственных корпораций», — считает эксперт.