Нижегородские СМИ сразу подхватили слова Путина и предположили, что речь может идти о строительстве трех станций метро – «Оперный театр», «Сенная» и «Варя», – которое оценивается в 50 миллиардов рублей. Ожидается, что после сдачи их в эксплуатацию пассажиропоток вырастет на 25-30%.
Метрополитен был открыт в Нижнем Новгороде в 1985 году. Хронологически он стал третьим в России, первым в Приволжском федеральном округе и десятым в СССР. В сутки им пользуется около 115 тысяч человек. Всего в Нижегородском метрополитене 15 станций. Длина двух веток подземки составляет 22,2 километра. Обе линии метрополитена обслуживаются в одном депо, но собираются строить еще два, если подземка будет разрастаться.
Яхт-клуб в Балаклаве обсуждается минимум с 2016 года. Тогда Владимир Путин приказал силовикам освободить место в Балаклавской бухте для развития яхтинга. Расходы на проект, по предварительным данным, составляют не меньше 7,2 миллиарда рублей. Эту сумму заложили в Федеральную целевую программу по развития Крыма и Севастополя до 2022 года. Ожидается, что яхт-клуб будет соответствовать мировым стандартам.
Между тем не все жители Севастополя согласны со строительством объекта. Во-первых, новые постройки могут изменить внешний вид бухты, которая является охраняемой территорией. В Союзе архитекторов Севастополя считают, что яхт-клуб может девальвировать основу главной достопримечательности Балаклавы – ее ансамбль природы и средневековой архитектуры. Кроме того, стоянке для яхт потребует ремонтная мастерская, которая займет пространство местного пляжа, на котором отдыхают люди. Кроме того, там понадобятся стоянка для автомобилей, очистные сооружения и прочие новшества, которые поставят крест на привычной всем бухте.
«Северный ход» – это железнодорожная магистраль, которую начали строить в 2018 году, завершить должны в 2023 году. Ее протяженность составит 707 километров. Она пройдет по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево и тем самым свяжет западную и восточную части Ямал-Ненецкого автономного округа, а Северную железную дорогу со Свердловской областью. Проектном совместно занимаются Правительство России, власти ЯНАО, «Газпром», РЖД и Корпорация развития.
Ожидается, что после завершения проекта по «Северному ходу» будут переправлять 23,9 миллиона тонн газового конденсата и нефтепродуктов. Стоимость проекта оценивается в 236 миллиардов рублей. При этом в перспективе его собираются довести до порта Дудинка, чтобы связать с Норильской железной дорогой. Это должно значительно облегчить ситуацию с логистикой в регионе и упростить освоение российской Арктической зоны.
Платную автомагистраль М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань протянут до Екатеринбурга. Проект планируется завершить в течение трех лет. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев считает, что строительство дороги улучшит взаимодействие региона с Москвой. Протяженность автодороги без учета расстояния до Екатеринбурга составит почти 800 км, стоимость – 650 млрд рублей. Путь из Москвы до Казани займет шесть с половиной часов вместо десяти.
Идея построить автомагистраль появилась еще в 2018 году, но к строительству приступили только в 2021. Осенью прошлого года в госкомпании «Автодор», которая занимается строительством автобана, заявляли, что протянуть дорогу до Екатеринбурга возможно только к 2030 году, поскольку уральский рельеф достаточно сложный.
Понятно, что регионам будет сложно реализовать все поставленные цели самостоятельно, поэтому Путин решил помочь им инфраструктурными бюджетными кредитами по ставке не более 3% на 15 лет. Выделение средств будет проходить под контролем Федерального казначейства и только под контрактные проекты. При этом величина кредита будет зависеть о того, насколько велика долговая нагрузка на регион: чем она выше, тем меньше будет финансирование.
А чтобы субъектам было проще разобраться со своей долговой нагрузкой, президент предложил реструктуризировать до 2029 года бюджетные кредиты регионам, предоставленные в 2020 году для борьбы с пандемией. На эти цели правительство выделит 500 миллиардов рублей. Вместе с тем весь объем коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25% его собственных доходов, будет замещен бюджетными кредитами со сроком погашения также до 2029 года. Эксперты прокомментировали «МК» решение Путина помочь регионам с их долговой нагрузкой.
Алексей Ведев, директор структурных исследований РАНХиГС, ранее занимавший пост замминистра экономического развития России:
– Без сомнения, это означает некоторое смягчение фискальной бюджетной политики. И один из самых важных вопросов здесь – вопрос справедливости. Не должно быть ситуации, когда регионы, четко соблюдающие финансовую дисциплину, окажутся в проигрыше. У них должны быть преимущества. Бюджеты в рамках 2020-21 гг. испытали падения доходов и увеличение расходов и, конечно, нуждаются в помощи. Я считаю, что это абсолютно фискальная мера.
Что касается инфраструктурных кредитов, то я еще в прошлом году писал заключение для Счетной палаты, что Фонд национального благосостояния нужно расходовать на инфраструктурные проекты. При этом окупаемость этих проектов вообще не должны быть критерием. Главное – создание рабочих мест, привлечение частных инвестиций. Полтриллиона рублей – небольшая цифра. Это примерно 2,5% от годовых инвестиций всего в РФ. По моим прогнозам, всего в основной капитал будет инвестировано 24,4-24,6 трлн рублей, поэтому 500 млрд – это немного, но хоть что-то.
Сергей Смирнов, доктор экономических наук НИУ ВШЭ:
– Очевидно, что эта мера будет эффективна, потому что долговая нагрузка на регионы снизится. Кроме того, региональным администрациям будет проще иметь дело с государством – это тот партнер, который не будет загонять регион в тупиковую ситуацию. Также важно, что эта мера действует до 2029 года. То есть на этот срок будет практически отсрочено полностью погашение этих кредитов.
Предложены и другие меры поддержки – государственные кредиты на развитие инфраструктуры. Здесь, на мой взгляд, государство проявляет себя как экономически грамотный партнер, поскольку, как было сказано в Послании, размер этой поддержки будет зависеть от той долговой нагрузки, которую имеют регионы. То есть регион с высокой долговой нагрузкой получат меньше бюджетных кредитов и наоборот. На мой взгляд, это отражает принцип региональной справедливости.
У каждого региона есть проблемы с инфраструктурой в той или иной области: где-то нужно строить мост, где-то магистральная дорога федерального значения и подходы к ней в плохом состоянии и поэтому регион не может развиваться. Где-то нужно развивать междугородний транспорт или железнодорожное сообщение, а где-то – строить аэропорт. Поэтому ситуации и подходы к ней могут быть очень разные.
Читайте материал Выплаты на детей 10000 рублей сделают в августе