Как сказано в запросе, членов Совета директоров En+ Group необходимо проверить «на предмет соответствия требованиям со стороны органов государственной власти, предъявляемым к предприятиям, отнесенным в нашей стране к стратегическим, а также по роду деятельности обладающим секретными сведениями».
Опасения Михаила Емельянова небеспочвенны по объективным причинам. С одной стороны, деятельность компании, крупнейшего производителя алюминия за пределами Китая (годовая мощность – 3,9 млн тонн), имеет стратегическое значение. En+ Group – это около 90 тысяч сотрудников, работающих на пяти континентах (12 стран операционного присутствия). Холдинг полностью обеспечивает энергоснабжение в Иркутской области, частично в Красноярском крае и Хакассии. Его предприятия, как отмечает Емельянов, «выпускают стратегически важный металл, участвующий в выполнении гособоронзаказа и продукции двойного назначения». В частности, именно из алюминия En+ Group производятся детали ракет РС-28 «Сармат». А плотины ГЭС – это режимные объекты, подлежащие охране.
С другой стороны, есть определенный конъюнктурно-политический момент, вытекающий из событий недавнего прошлого. В 2018 году холдинги En+ Group и «Русал» Олега Дерипаски попали под американские санкции. Непременным условием для снятия этих ограничений (по соглашению с Минфином США) был вывод российских акционеров из состава Совета директоров. К концу 2019 года большинство голосов в руководстве обеих компаний стало принадлежать независимым управленцам – гражданам США и подданным Великобритании – Грегори Баркеру (председателю Совета директоров), Кристоферу Бернему, Джоан Макнотон, Карлу Хьюзу, Николасу Джордану.
Как пишет Емельянов, отечественные владельцы бизнеса пошли на это «исключительно ради сохранения компании, и целой алюминиевой отрасли». Тем самым удалось избежать массового закрытия предприятий, сохранить десятки тысяч рабочих мест, избежать нарастания социальной напряженности в регионах присутствия, особенно в моногородах.
Вместе с тем, парламентарий задается несколькими вполне резонными вопросами, связанными с последствиями такового вынужденного «размена»: «Кто именно допущен к управлению стратегическими российскими предприятиями? Каковы политические воззрения этих людей, отношение к России? Не наносят ли принимаемые ими управленческие решения вреда российской экономике? Как осуществляется проведение государственной политики в области развития стратегически важных отраслей – цветной металлургии и энергетики?»
Холдинг En+ Group обеспечивает энергетическую и экономическую безопасность трети российской территории. В своем запросе Михаил Емельянов поднял тему, связанную даже не столько с отдельно взятой компанией, пусть и системообразующей, сколько с национальными, оборонными интересами всей страны. И, наверное, есть смысл прислушаться к его словам. Безусловно, директора-иностранцы всегда требуются в компаниях с большим международным участием, плотно работающих с зарубежными партнерами. Но когда такие варяги составляют костяк руководства, речь идет о независимых управленцах, то есть, никто из других членов Совета директоров не может на них повлиять.
Интересно, что думает российский Минпромторг о сложившейся ситуации.