По словам Новака, использование водорода в различных отраслях российской промышленности будет не только соответствовать условиям Парижского соглашения по климату, ратифицированного нашей страной в 2019 году, но и способствовать снижению уровню выделения вредных для атмосферы «углеродных следов», с которыми приходится сталкиваться при переработке основных энергетических углеводородов.
Сейчас наиболее экономически выгодным считается производство водорода из ископаемого сырья. Правда, газ является вторичным продуктом: по данным Международного энергетического агентства, 75% в структуре мирового производства чистого водорода приходится на природный газ, остальное — на уголь (то есть, при добыче традиционный энергетических веществ, водород пока является сопутствующим элементом, достаточно скромно котируемым на международных биржах).
На какие же цели используется извлеченное сырье? По словам инвестиционного стратега «Арикапитал» Сергея Суверова, водород довольно часто используют в промышленном производстве - применяют в централизованной и распределенной генерации или накоплении энергии.
«Даже несведущему в химии человеку, а именно на таких людей направлены заявления о поиске более совершенных источниках энергии, очевидно, что ждать больших результатов от инвестиций в обозначенную отрасль вряд ли стоит», — полагает эксперт.
При этом, по его словам, беспокойство правительства относительно поиска альтернативных источников дохода вполне оправдано. В 2020 году федеральный бюджет существенно просел как раз по сырьевой ренте: по предварительной оценке Минфина, объем нефтегазовых доходов казны сократился на 34% — до 5,2 трлн рублей. В денежном выражении бюджет недополучил почти 2,7 трлн рублей. Затем, по мере сворачивания локдаунов и оживления экономики, поступления от торговли углеводородами несколько выросли, тем не менее их месячный объем так и остался на треть ниже доковидного периода.
Как полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, обозначенная правительством стратегия предполагает производство и использование автомобилей на водороде на более дальнюю перспективу. «C 2025 по 2045 год будет наблюдаться аттракцион электромобилей — на первый взгляд, именно они будут будут доминировать на первичном и вторичном рынке. Доля машин с двигателем внутреннего сгорания будет сокращаться», - считает эксперт.
«Найти источник для заработка $100 млрд в год нашей стране очень сложно — поставки традиционных углеводородов, нефти и газа, естественно, не принесут рассчитываемой прибыли. — утверждает Игорь Юшков, ведущий эксперт Финансовой академии при Правительстве РФ. По его слова, поставки водорода, который в настоящее время почти не используется в российском экспорте, теоретически могли бы принести прибыль стране значительную прибыль. Но надо учитывать, что создание терминалов по приемке газа, его обработке и преобразовании в «топливо будущего» потребует миллиарды долларов инвестиций. Кто эти средства будет предоставлять — большой вопрос. «Заинтересованные иностранные инвесторы уже вложили свои деньги в маршруты поставок традиционных видов топлива - «Северный поток — 2», к примеру. Инвестировать в новый углеводородный проект, который уже на начальном этапе вызывает множество сомнений, похоже, придется исключительно российским компаниям, причем с той или иной помощью государства», - полагает собеседник «МК».