В прошлом году россияне чаще всего жаловались на уборку подъездов и дворов; возмущались, если коммунальщики не проводили дезинфекцию. Но в последние три месяца ситуация изменилась. Заявления о плохой работе дворников отошли на второй план. Из почти 7 тысяч обращений, поступивших на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, на «неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт многоквартирных домов» пришлось 1052 жалобы — 15,2%. А вот начисление платы за "коммуналку" волновало 1218 человек — 17,5%.
— Причины беспокойства граждан очевидны. В первом квартале 2021 года должникам выставили все штрафы и пени, которые копились, но не выставлялись в пандемийном 2020 году. Кроме того, в целом ряде регионов выросли взносы за капитальный ремонт и тарифы на содержание общедомового имущества. В отдельных случаях существенную роль в повышении платежной нагрузки на население сыграл перерасчет платы за отопление. Он происходят в январе в тех случаях, если в регионах принята схема оплаты за тепло в течение всего года, — пояснили в пресс-службе центра «ЖКХ Контроль».
Многие россияне продолжают испытывать тяжелые последствия экономического кризиса, вызванного пандемией. Неудивительно, что тема платежей за "коммуналку" приобретает особую остроту. Специалисты, проанализировав обращения, выяснили: граждане жалуются не на пустом месте.
— Люди повсеместно переплачивают за услуги ЖКХ. В основном переплаты связаны с завышенным объемом коммунальных ресурсов, которые они по факту не потребляют. Решение этой проблемы мы видим во внедрении энергоэффективных технологий в наши дома и введении прозрачных методик расчета платежей, особенно в сфере теплоснабжения, — говорят аналитики.
На третьем месте — «управление многоквартирными домами» (819 обращений, 11,8%). Россияне сомневаются в законности действий товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций. Четвертую позицию занимает «неудовлетворительное качество коммунальных услуг» (682 жалобы, 9,8%). Топ-5 замыкает «капитальный ремонт» (592 заявления, 8,5%). Люди сообщали о несоблюдении сроков его выполнения, высоком размере взноса и низком качестве работ.