«Я согласен, что снижения бедности в два раза можно добиться раньше, чем к 2030 году. Больше того — в ближайшие годы. И в том числе часть наших предложений этому посвящена. Есть меры вполне разумные по ресурсам, которые могут позволить добиться этой цели», — сказал Кудрин в Госдуме.
Напомним: в мае 2018 года президент Путин поставил национальной целью добиться двукратного снижения бедности в России к 2024 году, то есть к концу его президентского срока уровень бедности должен был сократиться с 13,2% до 6,6% населения. Но по итогам докризисного 2019 года правительство не смогло выполнить промежуточную цель и снизить уровень бедности даже до плановых 12%: он составил 12,3%. На фоне пандемии число россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросло на 1,3 млн человек и составило 19,9 млн, согласно данным Росстата.
На этом фоне как раз и был подготовлен план Счетной палаты по резкому снижению бедности, содержание и детали которого Алексей Кудрин предпочитает держать в секрете. Как он объяснил депутатам, план содержит «очень чувствительные» вещи, выносить которые на публику без утверждения было бы неразумным. Кудрин отметил, что это «финансово емкая история», то есть требует больших трат. В то же время, он считает предложения разумными, хотя правительство хочет дополнительно все взвесить.
Что же может содержать план Кудрина по борьбе с бедностью и насколько он реализуем на практике? Об этом мы спросили независимых экспертов.
Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:
«Не существует таких рецептов, которые привели бы к резкому снижению уровня бедности в стране. Чудес не бывает! Основа для снижения бедности — это устойчивый экономический рост. Но и его одного недостаточно. Необходимо пересмотреть систему распределения национального богатства. Есть государство, есть бизнес (в лице собственников, топ-менеджеров) и есть обычные люди. Так вот пока у обычных людей доходы падали, у государства и у бизнеса с доходами все было очень даже хорошо. Следовательно, надо смотреть, как распределяются деньги, а это уже вопрос к налоговой системе. Естественно, надо стимулировать развитие предпринимательства. Бедность не получится снизить, если благосостояние людей будет зависеть от того, сколько им даст государство в виде социальных выплат или пособий. На протяжении 20 лет в России снижалась доля доходов от предпринимательской деятельности, с 2014-го падали доходы населения, но росла доля социальных выплат. Когда тенденция столько лет идет в одну сторону, не получится быстро исправить ситуацию. Обнуление налогов для тех, кто получает ниже прожиточного минимума — правильная мера, но и она сможет помочь, только если решать проблему комплексно».
Михаил КОГАН, руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами»:
«Менталитет нашего населения таков, что борьба государства с бедностью воспринимается, как раздача «вертолетных денег» всем подряд. Но это неправильный подход. Во-первых, могут быть административные, или законодательные изменения в формировании рабочих мест предприятий. Во-вторых, могут элементарно сформировать жесткий учет безработных и мониторить их попытки найти себе работу. Если в Россию приезжают на заработки из соседних стран, то наличие бедных россиян — это простое нежелание работать. При том, что иностранным гражданам нужно проходить сложные процедуры получения рабочего патента - что стоит немалых денег и занимает большое количество времени. Поскольку Алексей Кудрин уточнил, что представил свой проект с мерами по снижению бедности вице-премьеру Татьяне Голиковой и министерству труда, значит можно предположить, что его предложения касаются именно рынка труда, а не поиска средств на дополнительные выплаты населению. В противном случае, адресатом плана Счетной палаты был бы Минфин.
Соответственно, из-за нового плана мы не ждем, что будут приняты меры по повышению налогов для бизнеса или населения. Более вероятно, что введут ограничения на найм для полной занятости иностранных граждан, например. Хотя, государство зарабатывает огромные деньги на трудовых мигрантах: ежегодный доход от продажи патентов составляет десятки миллиардов рублей.
Стоит ли для борьбы с бедностью снижать налоги для бедных? Считаю, что нет, так как этот фактор должен мотивировать людей двигаться вперед и действовать. Опыт Америки и Европы показывает, что резкое повышение пособий по безработице демотивирует людей и только увеличивает количество бедных. Если наращивать дотации и пособия, активная часть населения страны будет уменьшаться».
Анастасия УСКОВА, генеральный директор платформы «Рокет Ворк»:
«Чувствительны для населения не планы по борьбе с бедностью, а само наличие более 20 млн. официально бедных (каждый седьмой россиянин!), а также еще многих миллионов людей, которые получают чуть больше МРОТа в 12 тыс. рублей. Их официально бедными назвать нельзя, но условия жизни для них немногим лучше. Ну и, конечно, не может не быть «чувствительным» тот факт, что за последние 10 лет все работающие стали беднее в два раза, так как уровень средней заработной платы в стране опустился с $616 в 2010-м до $600 в 2020-м, а цены на товары, услуги и тарифы при этом за десятилетие выросли как минимум на 100%.
Что предпримет правительство, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предсказать сложно. Скорее всего, речь пойдет о минорных мерах, вроде снижения налогового бремени для самых малоимущих. Также продолжат реализовывать программу профессиональной переподготовки и стимулировать найм новыми субсидиями предпринимателям, будут поддерживать индивидуальное предпринимательство и альтернативные формы занятости, вроде самозанятых. Я также не исключаю, что во время очередного обращения к нации глава государства объявит о новом раунде раздачи «вертолетных» денег для малоимущих и бедных. Это нужно для того, чтобы слегка и на время улучшить статистику, а также поддержать вялый из-за падения реальных доходов населения спрос и спасти от банкротства малый и средний бизнес, без которого в стране прибавится безработных.
Но понятно, что подобная раздача, если и случится, будет небольшой – по 5-10 тысяч на человека или семью: кардинально это ситуацию с бедностью не поменяет. Для того чтобы решить вопрос бедности, подход должен быть комплексный. В него входят и создание благоприятной среды для бизнеса, и снижение налогового гнета на работодателей, и стимулирование найма, и инвестиции в развитие экономики — рост производительности труда, поиск новых рынков сбыта. Словом, все для того, чтобы появлялись рабочие места с достойной зарплатой».