Минюст США утвердил два новых пакета санкционных нормативных документов, касающихся «Северного потока-2». В мае они будут направлены в Конгресс, а окончательное решение о придании им юридической силы примет президент. Как утверждает Politico, администрация Байдена испытывает давление Сената, где демократы и республиканцы ожидают от нового главы Белого дома скорейшего и окончательного вердикта по проблеме трубопровода.
Что касается новости о скорой отправке в Старый Свет американского эмиссара, который будет «курировать» проект на месте, она также укладывается в общий контекст. Позиция официального Вашингтона откровенно ужесточается. Во многом это происходит потому, что до завершения строительства СП-2 осталось всего ничего. Сейчас он готов на 95%, утверждает оператор проекта. Как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, поскольку газопровод не имеет никакого отношения к США и вообще расположен на другом континенте, назначение подобных спецпредставителей есть ни что иное, как вмешательство США во внутренние дела и экономические интересы других стран.
Но как может повлиять на дальнейшую судьбу трубопровода то, что американцы решили, по сути, взять быка - в лице Nord Stream 2 AG - за рога? Для ответа на этот вопрос надо понимать, что представляет собой эта структура.
Проектная компания со штаб-квартирой в швейцарском городке Цуг создана для планирования, строительства и последующей коммерческой эксплуатации «Северного потока-2». Штат — почти 200 сотрудников из более чем 20 стран. Филиалы — в Москве, Санкт-Петербурге и Кингисеппе. Исполнительный директор — 65-летний немец Маттиас Варниг, в прошлом служивший в Министерстве госбезопасности ГДР.
«Никакую производственную деятельность компания не ведет. Ее офисный управленческий персонал занимается в основном юридическим сопровождением проекта «Северного потока-2», правами собственности, - рассказывает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Кроме того, Nord Stream 2 AG нанимает разные структуры для участия в работах на морском участке, например, российские суда-трубоукладчики «Фортуна», «Академик Черский». Плюс, на оператора оформлены трубы, которые лежат в немецком порту Мукран».
Важный момент: 100% акций Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому», но при этом весь пакет находится в залоге у пяти европейских компаний, кредитовавших проект — ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall Dea. И пока оператор не расплатится с ними по предоставленным на строительство газопровода кредитам, не вернет деньги, полученные от прокачки российского газа по морскому участку (уже после ввода СП-2 в эксплуатацию), акции будут в залоге. По словам Юшкова, он не видит никаких потенциальных рычагов санкционного воздействия ни на Nord Stream 2 AG, ни на его кредиторов. Например, американцы не смогут оштрафовать участников проекта задним числом за совершенные когда-то сделки — это противоречит европейскому законодательству.
Между тем, остановить проект — дело для США принципиальное, рассуждает Юшков. Но в Вашингтоне понимают, что, во-первых, своими усилиями этого добиться уже не удастся (российские суда-трубоукладчики продолжают работы), во-вторых, остается оказывать давление на европейцев, которые теоретически еще могут законодательно запретить эксплуатацию «Северного потока-2». С этой целью за океан отправят специально обученного человека, который кому-то из своих европейских визави предложит пряники, а другим покажет кнут.
«Очевидно, что США усиливают давление на проект, причем это происходит одновременно с обострением ситуации на востоке Украины», - отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Северный поток-2» задумывался как альтернативный вариант поставки газа в Европу в обход Украины, о чем было объявлено в 2014 году. «Сейчас Америка сражается за то, чтобы трубопровод не был введен в эксплуатацию, и чтобы Киев сохранил транзит российского газа через свою территорию. И с включением в «черный список» оператора строительства игра выходит на новый уровень. Что конкретно ждет Nord Stream 2 AG в случае принятия американских санкций — не понятно», - говорит эксперт.