Пенсии работающим перестали повышать еще в 2016 году. Поводом для этого была названа экономия бюджета Пенсионного фонда. В декабре 2020-го Путин заявил, что необходимо найти деньги на возвращение индексации и дал соответствующее поручение правительству. К началу февраля оно было исполнено: Дмитрий Песков тогда сообщил, что правительство предложило «поливариантное» видение проблемы. После чего документ был направлен в администрацию президента РФ.
Однако с тех пор не появлялось никакой официальной информации не только об окончательном выборе, но даже о рассматриваемых сценариях индексации. «МК» по своим источникам удалось выяснить, что во властных коридорах обсуждается три базовых варианта индексации пенсий работающим пенсионерам.
Первый из них предполагает индексацию страховых пенсий работающим пенсионерам на общих основаниях с 2022 года. Кстати, именно такой вариант прописан во внесенном законопроекте севастопольских депутатов. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко также считает, что индексацию логично начинать с нового трехлетнего бюджетного цикла, чтобы там в плановом порядке предусмотреть необходимые средства. Новый трехлетний цикл начинается аккурат со следующего года. Но как же тогда быть с индексацией пенсий за период с 2016 по 2021 годы, когда она была приостановлена?
По информации наших источников, с каждым трудящимся пенсионером расчет будет проводиться индивидуально «задним числом», когда тот станет увольняться с работы. Такой сценарий вроде бы устраивает и Минфин, поскольку годовые затраты на его реализацию будут не выше 100 млрд рублей (хотя в севастопольском варианте они составляют 400 млрд) – что посильно даже для дефицитного российского бюджета.
Второй вариант предусматривает быструю и полную индексацию страховых пенсий только избранным категориям работающих пенсионеров — к примеру инвалидам, лицам с низкой заработной платой или минимальной пенсией. А все остальные пенсионеры опять же будут получать индексацию в индивидуальном порядке при увольнении с работы. Это еще более экономный с точки зрения затрат бюджета вариант, но он чреват социальными конфликтами и коррупционными схемами. Ведь правительству потребуется решить, кто из пожилых людей должен быть «первым в очереди», а кто может и подождать.
Третий вариант рассматривает индексацию пенсий всем работающим пенсионерам в полном объеме, причем за все прошедшие 5 лет «моратория». Однако сами выплаты, которые при таком варианте могут составить до 2 трлн рублей (а это уже серьезная нагрузка для дефицитного бюджета!) предлагается осуществлять поэтапно, растянув их, скажем, на три бюджетных года. Этот вариант — самый затратный, однако Минфин получит рассрочку платежей, в результате которой нагрузка на бюджет увеличится не столь критично.
Разумеется, ключевой момент для тех, кто принимает решение о выборе варианта индексации – цена вопроса. Цифры тут очень сильно расходятся. К примеру, официально в России насчитывается примерно 7,4 млн работающих пенсионеров. Однако в 2015 году, до того как отменили индексацию, их было в два раза больше. Есть подозрение, что несколько миллионов пожилых трудящихся просто-напросто ушли «в тень», дабы не лишаться права на индексацию. И теперь, при ее возврате, снова «оживут» и предъявят свои права на выплаты.
«Первый вариант представляется мне наиболее адекватным, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. — На месте властей я бы с 2022 года, под новый бюджетный цикл, начать индексировать страховые пенсии работающим пенсионерам на общих основаниях. По моим прикидкам, на эти цели потребуется порядка 66-67 млрд рублей дополнительных бюджетных расходов в год». Второй вариант эксперт считает самым экономным, но с политической точки зрения — маловероятным. «В сентябре у нас в стране парламентские выборы, и властям вряд ли нужно создавать здесь политическую коллизию, почву для недовольства: почему кому-то пенсии проиндексируют, а кому-то – нет?», — поясняет Сафонов.
Самый справедливый вариант — сразу проиндексировать пенсии всем работающим пенсионерам за пять прошедших лет, утверждает Людмила Иванова-Швец, доцент РЭУ им Плеханова. «Однако при этом варианте властям потребуется изыскать очень значительную сумму. У Пенсионного фонда РФ таких денег точно нет. Следовательно, неизбежны триллионные трансферты из федерального бюджета. Минфин, конечно, будет от этого не в восторге и наверняка попытается торпедировать подобный вариант», — уверена наша собеседница.