Согласно февральскому постановлению правительства, с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022-го в России проводится эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Его цель: борьба с контрафактом в данном сегменте рынка. По данным Минпромторга, объем нелегального пива оценивается в 5-12% от общего оборота пенного напитка в зависимости от региона, а потери бюджетов от неуплаченных налогов — до 22 млрд рублей в год.
Примечательно, что чиновники постоянно нахваливают уже действующую систему цифрового контроля спиртных напитков (ЕГАИС) и говорят, что именно благодаря ей в магазинах стало гораздо меньше алкогольного фальсификата. Несмотря на это, правительство объявляет о старте нового эксперимента, который приведет к дополнительным издержкам производителей (требуется оборудование, сканеры, чтобы наносить и считывать маркировку) и, как следствие, к росту розничных цен.
Маркировка призвана вывести весь товарный поток из «тени», то есть выявить происхождение товара, его путь от производителя к прилавку, поясняет старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Благодаря такому механизму, утверждает эксперт, часть фальсификата действительно отсекается от рынку, но только на уровне крупных сетей или торговых точек. Но остаются мелкие магазины «у дома», где сложно идентифицировать качество продукта, если не задаваться конкретной целью.
«Издержки производителя при маркировке товара обычно растут на 5-7%. Как обычно, в российских реалиях повышенные расходы быстро будут переложены на плечи потребителя, то есть, найдут отражение в отпускных ценах на пиво. Продукт также может подорожать на те же 5-7%, но в реальности цена, думается, вырастет процентов на 10», — предупреждает наша собеседница.
В то же время, по мнению Бодровой, рост цены на продукт никак не скажется на емкости рынка и спросе. Это те траты, которые люди обычно не считают, потому что записывают их в формат досуга. Очень сомнительно, что целевая аудитория начнет экономить на пиве, но более дешевые сорта могут пользоваться повышенным спросом. Отметим, что алкогольная индустрия, по оценкам аналитической компании Nielsen, занимает пятую часть рынка товаров повседневного спроса в России.
В свою очередь председатель правления Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова не исключает, что маркировка может стать индикатором качества и залогом безопасного продукта.
«Если говорить о борьбе с контрафактом, то речь идет о пиве, с которого не уплачен акциз, с учетом НДС он составляет порядка 25 рублей за 1 литр. В некоторых магазинах разливного пива есть напитки, стоимость литра которых составляет 50-60 рублей. Если вычесть из этой цены 25 рублей за акциз, наценку продавца, а полученную сумму разделить на производство напитка и логистику, получится смешная сумма. Спрашивается, а из чего оно вообще было сделано?», — задается вопросом Цветкова.
Однако, несмотря на предупреждения пивоваров, что обелению рынка нововведение не поможет, механизм маркировки пенного напитка заработает уже на днях — пусть пока и в порядке эксперимента.