Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросил правительство пересмотреть положения об обязательной утилизации тары. В частности, предпринимателей не устроила норма о том, что компании, не готовые заниматься утилизацией упаковки самостоятельно, должны платить экосбор по двойному нормативу. Такой подход в союзе назвали жестким и предложили снизить норму по обязательной переработке со 100% до 35%, а затем уже постепенно ее повышать. Свою позицию в РСПП аргументируют тем, что в России еще не развита инфраструктура по раздельному сбору мусора, а посему переработать всю упаковку невозможно. Оплату экосбора в полном размере промышленники предложили ввести только для производителей, которые вообще не перерабатывают тару. В ином случае новые нормы могут привести к серьезным последствиям, предупредили в союзе. В частности, пострадать может молочная отрасль. С новой мерой субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, выделяемая на литр молока, окажется в два раза меньше, чем затраты предприятий на экосбор.
С 2022 года вся упаковка действительно должна быть утилизирована, подтвердили в аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко. Решение правительства связано с «нынешними экологическими реалиями» и «нагрузкой на экосистему». При этом к росту цен мера не приведет, сообщил представитель Абрамченко, ссылаясь на подсчеты Минэкономразвития.
С позитивным прогнозом не согласны в Московской торгово-промышленной палате. По оценке замглавы Комитета по развитию предпринимательства в АПК Марины Петровой, введение экосбора вкупе с запуском цифровой маркировки может привести к росту стоимости молока на 10-15%.
«Цены на молоко действительно могут вырасти, – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Соглашусь с позицией РСПП: все производства технически не могут переработать тару, поскольку не развита система раздельного сбора мусора. Даже не везде граждане могут сдать бутылку обратно в магазин или пункты приема. При этом у всех производителей упаковка может отличаться по форме, то есть пункт приема должен сортировать тару и отправлять производителю молока. Получается громоздкая и совершенно не отработанная система возврата тары производителю». Другой сценарий – программы по возврату тары через магазины, но это приведет к увеличению затрат, предупреждает эксперт. «Чтобы компенсировать затраты, магазинам придется «зашивать» оплату новых функций своего персонала в стоимость продуктов питания. Таким образом, рост цен неизбежен», – считает эксперт.
Экологический сбор платит большинство производителей, он взимается с 2018 года. Нормативы отличаются в зависимости от того, насколько вредным считается производство и сколько тары они производят для своих продуктов. «Например, при производстве товаров в бумажной упаковке тариф сравнительно низкий, так как бумага быстро теряет свои качества, размокает, не нанося существенного вреда природе. Производители таких продуктов платят экосбор в размере до 15% от объема произведенной упаковки. Для молочной продукции правительство намерено ввести 100-процентный экосбор, то есть предприятия должны переработать ровно столько пластиковых бутылок из-под молока, сколько произвели. Поэтому именно о молочных предприятиях сейчас беспокоятся больше всего. Что касается цен на другие продукты, то за годы действия сбора они уже выросли в среднем на 3-5%», – добавил наш собеседник.