Сначала вспомним, о чем идет речь. Тот законопроект, на который обратил внимание президент, был внесен в Госдуму 11 февраля за подписями солидной группы видных единороссов (депутатов и сенаторов) – ради поддержки россиян, оказавшихся в сложной ситуации в результате пандемии и вызванного ей экономического кризиса, говорили они.
Предлагается сделать неприкосновенным «ежемесячный доход гражданина-должника» в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, то есть защитить эту сумму от списания. С 1 января 2021 года прожиточный минимум для трудоспособных россиян установлен правительством в размере 12 702 рубля в месяц. Нововведение должно распространиться и на запутавшихся в долгах самозанятых и индивидуальных предпринимателей.
Придуманный авторами механизм выглядит примерно так: судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство, должен объяснить должнику, что тот имеет право написать заявление о сохранении ежемесячного дохода не ниже прожиточного минимума. В заявлении надо указать реквизиты счета, на котором следует оставлять те самые 12 702 рубля. И реквизиты банка, где счет открыт. Как именно будут списываться деньги, в каком порядке – совместно определят Минюст и Центробанк уже после принятия закона.
Правда, есть одна важная оговорка, которая сразу же лишает шансов львиную категорию должников: гарантии обеспечения прожиточного минимума не распространяются на удержания из зарплаты и других ежемесячных доходов должника по исполнительным документам о взыскании алиментов на детей, о возмещении причиненного здоровью вреда, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также на удержания по другим искам о возмещении ущерба, причиненного преступлением и о компенсации морального вреда. А еще – на административные или уголовные штрафы, долги по налогам и страховым взносам, долги по ЖКХ…
Нынешнее поручение президента было дано по итогам февральской встречи с лидерами думских фракций. Обращает на себя внимание тот факт, что непременно принять до конца июня г-н Путин повелел лишь те два законопроекта, которые считаются частью предвыборного подарка «Единой России» избирателям: этот, о защите минимального дохода, и еще один – о переводе в электронный формат некоторых услуг, которые служба занятости оказывает безработным. Да и во время встречи об этих инициативах говорил лидер фракции «ЕР» в Госдуме Сергей Неверов. Ни один из законопроектов, внесенных справороссами, представителями ЛДПР или КПРФ, столь конкретно поддержан на самом высоком уровне не был. Очевидно, перед нами – один из примеров публичной политической поддержки единороссов Кремлем в преддверии парламентских выборов …
Но дело не только в этом. Один из авторов законопроекта о должниках, первый замглавы думской фракции «ЕР» Андрей Исаев, в разговоре с «МК» напомнил, что инициатива разрабатывалась и вносилась в парламент «с большими боями», и работа над ней тоже идет «с большими боями»: «Фактически в Госдуму внесена четвертая версия этого законопроекта, его принятию сопротивлялись достаточно влиятельные силы и люди», – сказал он. «Некоторым банкам», уточнил он, не нравилась «излишняя возня», связанная с реализацией новых правил.
Правительство свой положительный отзыв на инициативу тоже дало не сразу – в отзыве этом было много замечаний, в последней версии документа большинство из них уже учтено, объяснил депутат. По его словам, в итоге сейчас на рассмотрении Госдумы находится «компромиссный вариант» текста: первоначально предполагалось возложить на банки обязанность отслеживать поступления средств на счет должника и обеспечивать их списание в определенных законом пределах, но теперь исполнение закона взяла на себя ФССП.
В такой сложной ситуации «поручение президента очень важно, в споре «надо – не надо» он поставил точку: «надо!» – и определил конкретные сроки», – сказал в заключение г-н Исаев.
Комитет по финансовому рынку (он по этому законопроекту является соисполнителем) свое заключение уже дал. В нем говорится, что по причине «социальной направленности» инициатива единороссов концептуально поддерживается. Но одновременно обращается внимание на несколько моментов.
Во-первых, уже сейчас действующие законы РФ содержат комплекс мер по защите граждан, запутавшихся в долгах, напоминают члены комитета. Например, есть право обратиться к приставу с просьбой об отсрочке или рассрочке платежа, и «с учетом материального положения должника» такое решение может быть принято.
Кроме того, установлен перечень доходов, на которые взыскание вообще обращать нельзя. Гражданско-процессуальный кодекс запрещает забирать за долги «продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении». А Закон «Об исполнительном производстве» запрещает списывать некоторые виды социальных выплат: алименты, материнский капитал, пенсию по потере кормильца, пособия на погребение и в связи с рождением ребенка, единовременную материальную помощь жертвам стихийных бедствий и терактов и т.д. и т.п.
Что касается страховых пенсий по старости и зарплат – в счет уплаты долга уже нельзя забирать больше 50% от их суммы. Правда, сама заработная плата или пенсия могут быть на уровне прожиточного минимума…
А еще есть законная процедура личного банкротства, когда должник полностью освобождается от дальнейшего взыскания задолженности, потому что она признается безнадежной.
К тому же, отмечают в Комитете по финансовому рынку, Центробанк своими актами регулирует расчет долговой нагрузки заемщика, что ограничивает возможность выдачи кредитов неплатежеспособным гражданам, которые и так в долгах как в шелках.
C учетом всего вышесказанного Комитет по финрынку полагает необходимым «всесторонне оценить» возможные последствия предлагаемых изменений. Члены комитета обращают внимание и на то, на что обратило внимание правительство: из текста законопроекта непонятно, как поступать, если гражданин получает периодические доходы наличными или часть средств на счет, а часть – наличными.
И, наконец, в заключении названо «недостаточно обоснованным» предложение включить в перечень исключений, когда наличие на счету средств в размере прожиточного минимума не гарантируется, долги перед «коммерческими ресурсоснабжающими компаниями и управляющими компаниями», то есть долги по ЖКХ, за поставку электроэнергии и газа.
Не бесспорный, в общем, законопроект.
Профильный Комитет по госстроительству и законодательству его еще не рассматривал. Предварительно первое чтение намечено на май 2021 года. Возможно, после поручения президента процесс несколько ускорится.
В каком именно виде выйдет из парламента закон о гарантированном минимальном доходе для должников – сказать пока трудно.