"Лью рассол в печенье": обедневшие россияне описали экономию на продуктах

Одежда, путешествия и развлечения оказались «за бортом»

Россияне экономят все больше, в первую очередь на продуктах - виной тому пандемия коронавируса и падение доходов. Особенно серьезна ситуация в регионах, где зарплаты меньше, а цены, как и по всей стране, только растут. Жители разных российских городов, от Санкт-Петербурга до Пскова и Хабаровска, рассказали, на чем и как они научились экономить и что перестали покупать. Кто-то уже не мечтает о йогуртах и даже яичнице на завтрак.

Одежда, путешествия и развлечения оказались «за бортом»

Хабаровск: «Колбаса только в день зарплаты»

«В нашей семье давно знакомо слово – "экономия"». Это когда тратишь деньги только на необходимые продукты и оплату коммунальных платежей, а про вещи, походы в кафе и кинотеатр думаешь в последнюю очередь. Не говоря уже об отпуске, которого у нас не было более семи лет», – рассказывает хабаровчанка Мария Ясина.

Год назад семья Ясиных и подумать не могла, что их расходы придется ужать в два раза. В голове не укладывалось, как экономить еще больше, если и так приходится себе во всем отказывать. Оказывается, все возможно. Главное, пересмотреть свой бюджет, о котором муж Марии ежемесячно твердит из года в год. «Маша, ты совершаешь импульсивные покупки. Запланировала купить масло, молоко, хлеб и овощи, значит, бери только их», – упрекает Марию в нерациональности её муж.

«Сейчас же наш совместный поход с мужем начинается и заканчивается в супермаркете недорогих товаров. Ценник в этих магазинах ниже среднего и, конечно, выбор товара небольшой. Порой приходится покопаться на полках, чтобы найти нужную продукцию», – говорит горожанка.

Как призналась Мария, от курицы, гречки, риса, картофеля, молока, хлеба и других необходимых товаров они не отказались. Но семье пришлось пересмотреть свои взгляды на покупку конфет, сыра, колбасы, рыбы, фастфуда. «Берем их только в первый день зарплаты, чтобы немного порадовать себя. В кафе и кинотеатры мы перестали ходить. Вместо попкорна у нас либо семечки, либо борщ с котлетами. Теперь я с уверенностью могу сказать, что человек может приспособиться к любой ситуации, было бы желание», – смеется женщина.

Правда, подруга Марии считает иначе. Она не желает экономить на продуктах. Для нее разумнее на ночь отключать все электроприборы из розеток, кроме холодильника, или включать свет в комнатах после 22:00 часов. Она даже прикупила свечки с ароматом ванили и лаванды. Говорит, запах успокаивает, и теперь ей никакой кризис не страшен.

Калуга: рассол из-под огурцов – на печенье

Пандемия внесла значительные коррективы в жизнь калужан. Прошел уже год, но многие до сих пор не могут войти в обычный режим и вернуться в докоронавирусное время. Многие калужские семьи стали серьезнее контролировать свой бюджет. Корреспонденты «МК в Калуге» пообщались на этот счет с местными жителями и выяснили, на чем до сих пор экономят калужане.

Например, работающая пенсионерка Марина Николаева была вынуждена уйти на самоизоляцию. Женщина попала под категорию 65+, и работодатель отправил ее на больничный.

«Конечно, мой доход значительно уменьшился. Я на больничном не получаю столько, сколько получала раньше. А на самоизоляции мне пришлось находиться почти год. За это время научилась экономить. Молоко покупаю не в магазине, а беру в привозной бочке. 1 литр стоит 44 рубля. Как оказалось, оно даже лучше, чем магазинное. Остальные продукты стараюсь покупать в сетевых магазинах. Их я посещаю до 12:00, так как в это время делают скидки пенсионерам. Товары беру только по акции. Экономить пришлось и на лекарствах. В аптеках сейчас цены «бешеные». Беру аналоги или российского производителя», – рассказала пенсионерка.

Женщина отметила, что продукты она не выбрасывает – не то время. Скисшее молоко отправляет на блины, головы рыб – на уху, рассол из-под огурцов – на печенье (есть оказывается и такой рецепт). Отличная экономия во время поста. Питание без излишеств. Да и с дачного сезона осталось много овощей.

А вот у молодежи экономия была не запланирована. Из-за закрытия клубов, развлекательных пространств во время ограничительных мер у них получалось накопить кругленькую сумму. «Раньше у меня в строке расходов всегда были развлечения. Когда все позакрывали, деньги тратил только на питание и заказ одежды в интернет-магазинах. У меня скопилась приличная сумма, и я купил себе хороший телефон. Так я научился экономить. За это время пришло осознание, что деньги любят счет. От тусовок я отвык, они мне стали неинтересны», – рассказал 25-летний калужанин Иван Захаров.

Санкт-Петербург: шьем, стрижем и вяжем сами

Кира Белова из Петербурга была вынуждена заново учиться экономить, когда в разгар пандемии сократили мужа. Половины ежемесячного дохода просто не стало. Пенсия свекра в 11 тысяч рублей не сильно исправляла ситуацию, учитывая, что у мужчины сахарный диабет и ряд хронических заболеваний, требующих регулярной покупки лекарств. К тому же на коммуналку зимой все эти 11 тысяч и уходят, две из них – только на оплату электричества. Во время пандемии и удаленной работы компьютеры работают, выключаясь только на ночь, да и электрическая плита «кушает» немало.

«То, что свекор нуждается в определенной диете, если честно, даже помогло. Говядину мы и до этого покупали не часто, поэтому легко смогли от нее отказаться. Прокачала свои кулинарные навыки, научившись готовить множество блюд из курицы.. Свинину приходится искать акционную в гипермаркетах», – рассказывает Кира.

В магазинах она научилась не кидаться на «желтые» и «красные» акционные ценники.

«На самом деле это далеко не всегда выгодно. Рядом может находиться сходный товар без акции по более доступной цене. Также нужно соотносить цену и объем. Например, молоко в 1,5-2-литровой таре покупать иногда выгоднее, чем бутылку в 900 с чем-то миллилитров», – делится лайфхаками Кира.

По словам женщины, очень спасают магазины низких цен. В них хорошо ходить за чаем, бакалеей, даже колбасные продукты известных брендов тут попадаются по вменяемым ценам. Но и от походов в крупные гипермаркеты Кира, кстати, не отказалась, потому что там часто бывают разные акции.

А вот от чего пришлось отказаться, так это от покупки вещей. Но Кира смотрит на это с позитивом: «нечего надеть» после ревизии шкафов трансформировалось в избавление от ненужного. А давно стоявшая без дела швейная машинка и лежавшие в дальнем ящике спицы позволили вспомнить, что когда-то она хорошо шила и вязала. Теперь у нее в шкафу есть авторские вещи.

По словам женщины, у нее ситуация еще «лайтовая»: семья не голодает, а, значит, все хорошо. Правда, иногда все же с тоской смотрит на вывески салонов красоты и маникюра. К слову, за время пандемии Кира научилась делать мужские стрижки.

Еще одна петербурженка Оксана Сергеева с началом пандемии оценила сервисы доставки продуктов на дом. Это было удобно – не нужно таскать тяжелые сумки, и время экономится. Однако с ростом цен от доставки она была вынуждена отказаться – хоть и небольшая, но наценка на продукты в сервисе была. Закупки продуктов семья Сергеевых стала проводить раз в две недели в крупных гипермаркетах, покупая продукты в больших упаковках. «Покупать сразу 5 килограммов картошки дешевле, чем эти же 5, но по килограмму, - говорит женщина. – Такая же ситуация с крупами – упаковка макарон на несколько кило обходится дешевле». 

В рамках экономии Сергеевы отказались от спортзала, который раньше посещали регулярно, в пользу домашних тренировок. Кроме того, Оксана получила бесплатный муниципальный абонемент в бассейн на 8 занятий.

- У нас есть ребенок, его не оставишь без сладкого, – рассказывает Оксана, – Но я научилась печь быстрые пироги и сладкие запеканки. А вместо соков варю компоты из сухофруктов. И дешевле, и для здоровья полезнее.

«Одежду мы сейчас покупаем преимущественно ребенку – он растет, и это необходимость. Себе не покупаем почти ничего. Зато есть плюс – я пересмотрела шкаф и обнаружила там много прекрасных вещей, – рассказывает Оксана. – А стричься я хожу домой к приятельнице. Она парикмахер и тоже рада дополнительным клиентам, а выходит в несколько раз дешевле, чем в салоне. Маникюр я делаю себе сама».

Сейчас, кстати, по словам женщины как только потеплеет, в семье уйдет еще одна статья расходов – на бензин. В прошлом году муж Оксаны начал ездить на работу на электросамокате и пользовался этим видом транспорта до поздней осени. Самокат ждет своего часа на балконе.

По официальным данным, уровень безработицы в Петербурге в 2020 году вырос более чем в шесть раз. Как сообщил глава комитета по экономической политике Валерий Москаленко 22 марта 2021 года, на конец декабря 2020 года на учете по безработице стояло 102,5 тысячи жителей города.Что касается реальных денежных доходов жителей Петербурга, то они остались на уровне 2019 года. Величина прожиточного минимума составляет 13 073 рубля для трудоспособного населения (рост составил 247 рублей), при этом прожиточный минимум для пенсионеров вырос на 802 рубля.

Челябинск: главное - скидки

«МК-Челябинск» провел опрос среди читателей, в котором приняли участие 30 человек (средний возраст 45-50 лет). Респондентов спросили об экономических последствиях пандемии коронавируса, в частности, о подорожании продуктов.

Только два человека из опрошенных заявили, что не заметили роста цен на продукты после пандемии. Они не экономят на питании и ведут прежний образ жизни. Остальные считают, что продукты подорожали и особенно это коснулось мяса.

«Раньше мы чаще покупали говядину, – говорит челябинка Ирина Лукиных. – Теперь перешли на курицу, но она тоже стала дороже. К примеру, куриные окорочка на продуктовом рынке раньше стоили 153 рубля. Сейчас они поднялись в цене до 169 рублей. Но это все равно дешевле, чем в магазине. Торговые сети предлагают куриные окорочка по 208 рублей. До пандемии мы отоваривались и в магазинах тоже, теперь предпочитаем рынок».

Челябинец Александр Яковлев рассказал, что пандемия заставила его полностью отказаться от некоторых любимых продуктов и искать товары со скидками. «Цены стали выше и это очевидно, – поясняет он. – Акции на продукты питания мы и раньше любили, но теперь скидка на товар – это решающий аргумент при его выборе.

При этом совсем перестали брать вкусные домашние двухжелтковые яйца. Их стоимость выросла с 96 до 120 рублей. Покупаем теперь обычные. Кофе стали выбирать подешевле, любимая марка стоит в шкафчике только для гостей. Себе берем подешевле. Уже с женой приспособились к более экономной жизни. Однако цены на продукты продолжают расти, поэтому впереди новые ограничения».

Ставрополь: "Йогурт купить не могу"

В условиях нехватки денег даже на самое необходимое – одежду и еду – в России смягчили условия заключения с населением социальных контрактов. Соцконтракт, по сути, – индивидуальная программа для семьи, чтобы она выбралась из бедности. И если до сих пор деньги по программе соцконтракта давали на открытие бизнеса или на обучение, переобучение, то теперь – и на текущие расходы.

Жительница Ставрополя Татьяна Кочерова, разведенная мать двоих детей-школьников, чья зарплата – 13 тысяч рублей в месяц - не покрывает даже расходов на еду, поделилась с «МК-Кавказ» надеждами на этот контракт.

«Я уже получаю компенсацию за услуги ЖКХ и ежемесячное пособие на ребенка до восьми лет. Но даже с этими социальными выплатами не вышла на прожиточный минимум – 32 тысячи рублей для всей нашей семьи», – рассказывает женщина.

После заключения соцконтракта Татьяна рассчитывает получать еще один прожиточный минимум в месяц – 10 тысяч 800 рублей. Эти деньги – целевые, за каждую копейку придется отчитаться: раз в месяц женщина будет приносить в соцзащиту все чеки. Деньги можно потратить на одежду, обувь, средства гигиены и продовольствие. Причем список компенсируемых продуктов питания оговаривается. «Я могу купить на эти деньги мясо – курицу, свинину или говядину, но только не филе, а – чтобы на косточке. Могу купить чай, но только черный. Из овощей – картофель, капусту, лук и морковь, из фруктов – только яблоки. Апельсины или, к примеру, йогурт я на эти деньги купить не могу. Видимо, это уже роскошь», – рассказывает ставропольчанка.

Интересно также, что в списке «компенсируемых» продуктов присутствует вермишель, но нет тех самых «макарошек». Все эти продукты – из перечня социально значимых, на которые могут устанавливаться предельно допустимые цены, – пояснили в соцзащите. Деньги выплачиваются на протяжении полугода.

Предполагается, что за этот срок семья должна постараться выбраться из бедности. Однако понятно, что положение семьи Кочеровых не изменится волшебным образом. Новая высокооплачиваемая работа Татьяне «не светит»: Ставрополье находится в тройке регионов страны, где с начала пандемии коронавируса рост безработицы стал наиболее ощутимым.

Псков: пришлось отказаться от яичницы

Жителям Псковской области пришлось существенно пересмотреть свои траты в связи с кризисом, вызванным пандемией и резким подорожанием продуктов. Больше всего за год выросла цена на сахар. По данным Псковстата, аж на 75%! Существенно подорожали и другие продукты, например, сыр, йогурты, а также яйца (36,9%), сливочное масло, курица (20,2%), свинина (15,1%) и говядина (11,6%). Горожанам даже пришлось поменять свои пищевые привычки, а то и вовсе отказаться от некоторых продуктов.

«Йогурты, сыры, молоко и масло теперь стараюсь брать по акции, иначе это существенно бьет по карману. Покупаю, в основном, белорусскую продукцию, она, по крайней мере, более менее качественная и находится в средней ценовой категории, – признается псковичка Алена Иванова. – Сосиски покупаю по акции за 189 рублей за пачку, если скидки нет, то не беру».

По ее словам, раньше за один поход в магазин она оставляла примерно 500-700 рублей, теперь – не меньше 1000. «Начала ходить даже в эконом-магазины.. Беру там, в основном, консервы, сладости и чай», – рассказала она.

Другая жительница Пскова Вероника Захарова призналась «МК в Пскове», что ей пришлось отказаться от орехов, которые она раньше покупала регулярно, и от ежедневной яичницы на завтрак. «Еще год назад десяток яиц стоили 60-65 рублей, а теперь 70-80 рублей! У меня маленький ребенок, я привыкла готовить ему с утра яичницу-болтунью или яйца всмятку, а теперь мы завтракаем овсяной кашей. Иначе в магазине можно оставить ползарплаты», – возмущается женщина.

Также в списке лидеров по подорожанию оказались гречка (+39,1%), подсолнечное масло (+24,2%), икра лососевых рыб (+19,7%), черный чай (+18,2%). Среди овощей и фруктов значительнее всего в цене изменились яблоки (+35,5%), груши и огурцы (+25,3%), апельсины (+23,7%), морковь (+21,8%).

Екатеринбург: никакой газировки

В Екатеринбурге и Свердловской области рост цен на продукты заметили почти все, но потребительская активность многих жителей радикально не изменилась. Средняя зарплата в регионе в 2020 году в 43 154 рубля (годовой рост 4,9%), приближена к средней по РФ.

«Я по набору продуктов и маркам не экономлю, просто стала чаще покупать в более дешевом магазине, – рассказала «МК-Екатеринбург» работающая пенсионерка Татьяна Николаевна. – В других магазинах беру только отдельные товары.».

«Цены, по ощущениям, выросли гораздо сильнее, чем показывает официальная статистика, – недоволен психолог Илья. – В магазинах я пока не экономлю, деньги есть. Но одну статью расходов скорректировал. Заказывал домой питьевую воду, но они в 2020 году резко подняли цены, и я решил выбрать бренд попроще».

И молодой психолог, и пенсионерка говорят, что в 2020 году почти перестали посещать рынки, так как там продукция значительно дороже, чем в сетевых магазинах.

«На брендах, где можно, люди давно сэкономили. Но как я могу перейти на колбасу или сосиски попроще, если в регионе нормальную колбасу делает одна фирма, – говорит дизайнер Максим. – Экономия у меня получилась скорее из-за смены привычки. За продолжительное время на удаленке отвык от газированных напитков, на которые ранее тратил около 80-100 рублей в день. С выходом в офис к покупке газировки не вернулся и экономлю на этом 1,5 – 2 тысячи в месяц».

Оренбург: "Грязные, зато дешевые"

Пандемия внесла значительные коррективы и в семейные бюджеты оренбуржцев. Особенно пришлось потуже затянуть пояса предпринимателям и самозанятым. Люди стали чаще обращать внимание на акции. Отдают предпочтение продукции попроще.

Журналисты «МК в Оренбурге» провели опрос: «Как вы формируете свой бюджет? На чем приходится экономить?». 99% опрошенных ответили, что живут от зарплаты до зарплаты.

Жительница областного центра Юлия работает в коммерческой структуре. В связи с кризисом количество заказов стало меньше едва ли не в половину. И молодая женщина получает голый оклад – 12 000 рублей. Из этой суммы в среднем 5000 рублей она отдает за коммунальные услуги. Остальные 7000 остаются на все про все. Юля перешла на более дешевую косметику – работа с людьми обязывает. Стала покупать менее раскрученные средства гигиены. Отказалась от рыбы. Не покупает огурцы и помидоры. За продуктами ездит на рынок. Выбирает день среди недели и едет ближе к вечеру, когда можно купить мясо со скидкой. Морковь и свеклу покупает в сетевом гипермаркете. «Пусть они там очень грязные, зато 19 рублей!», – оптимистично признается наша героиня. Юлия не теряет надежды на то, что компания встанет на ноги, клиенты вернутся, и она перестанет экономить.

А вот Наталье приходится труднее. Ее совместный с мужем доход сократился с 40 тысяч до 25. Есть маленький ребенок. Дотации на него уходят на него же. Семья закупает картофель, морковь, капусту, гречку, макароны. Из мясного ассортимента – курятина – ее супругам поставляют родственники из деревни. А сами Наташа и Алексей от поездок к родственникам отказались. Экономят на бензине.

Многие семьи отказались от отпуска. И не потому, что опасно, или нельзя. Просто нет лишних денег.

Краснодар: "Боюсь завтрашнего дня"

Пока у кубанских дачников и станичников не «проснулось» после зимы своё хозяйство, приходится довольствоваться продуктами из магазинов. И по рассказам южан, цены на овощи подлетели сильно вверх. «Сказалась зима: почти перестал покупать овощи – огурцы дороже бананов с апельсинами. Кассир в магазине даже как-то назвала их «золотыми», – рассказывает «МК на Кубани» житель Краснодара Александр, специалист снабжения.

Он отметил, что пандемия не сильно ударила по его доходам. Однако с каждым днём Александр всё больше замечает – приходится, что называется, «затягивать пояса». С итальянских макаронных изделий пришлось перейти на российские, меньше он также покупается сыр и выбирает подешевле колбасу.

«Пробовал обращать больше внимания на акции, но под ними часто идут товары низкого качества», – добавляет краснодарец.

Если взглянуть на данные Краснодарстата, можно заметить, что индексы цен на хлеб и хлебобулочные изделия в январе-феврале по сравнению с минувшим годом составляют 107,5%, крупы – 118,5%, яйца – 132,8%. Что тогда говорить о более «изощрённых» покупках и деликатесах.

«В еде я непритязательна. Но однозначно балую себя меньше. Часто отказываюсь от этого даже не потому, что нет денег, а скорее потому, что боюсь завтрашнего дня. Кажется, что всё может дополнительно подорожать. А доходы мои как минимум не растут», – объясняет Анна, художник из Краснодара.

Кроме того, по наблюдениям кубанцев, дело не только в ценах: многие производители заметно уменьшают объём продукта. Например, уже не кило, а 950 г, не пол-литра, а 450 мл. До «девятка яиц» пока не дошло, но с витрин практически исчезают честные килограммы и литры, а ценники зачастую стали измеряются в рублях за 100 г вместо кг.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28507 от 30 марта 2021

Заголовок в газете: Жизнь по акции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру